d9e5a92d

Применение гипноза в россии


Своими путями шло изучение вопросов теории и практического применения гипноза в России.
Русские ученые весьма трезво подошли к изучению "животного магнетизма", всколыхнувшего всю Европу.
Они проявили достаточную сдержанность и не позволяли себе увлечься фантастическими теоретическими домыслами Месмера и его последователей; без всякой иронии восприняли факты практической, лечебной деятельности месмеристов и занялись накоплением собственного материала, который в дальнейшем способствовал формированию отечественных взглядов на гипнотические явления.
За несколько лет до формирования взглядов нансийской школы профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский (1852-1939) дал экспериментальное обоснование того, что природа гипноза человека и животных едина. Он был одним из видных представителей передового направления в русском естествознании и медицине, основоположником которого является И.М. Сеченов и которое затем нашло свое теоретическое развитие в учении С.П. Боткина и И.П.

Павлова о невризме.
Бурное развитие научных достижений в области гипнологии в конце XIX века повлияло на организацию международного конгресса. Первый международный конгресс, посвященный вопросам экспериментального и лечебного гипноза, состоялся в Париже 8-12 августа 1889 года в Отель-Дье; его почетными председателями были Шарко (Charcot, Броун-Секар (Brown-Sequart), Брадель (Brouardel), Рише (Richet), Азам (Azam), Ламброзо (Lambroso) , Месне (Mesnet).
Среди участников этого конгресса наряду с Льебо (Liebault) и Бернгеймом (Bernheim) находились Дежерин (Dejerine), Жане (Jane), Бабинский (Babinsky), Форель (Forel), Магнам (Magnam), Фрейд (Freud), Шренк-Нот-цинг (Schrenck-Notzing), У.Джеймс (James), В.М.Бехтерев. Действительным президентом конгресса был Дюмонт-паллье (Dumontpallier) генеральный секретарь Биологического общества.
В 1891 году на IV съезде Общества русских врачей в Москве с докладом: "Единство гипнотизма у человека и животных" выступил выдающийся физиолог В.Я. Данилевский. Он подвел итоги многолетних, начавшихся с 1874 г. исследований, проведенных им на самых разных представителях животного царства - лягушках, ящерицах, змеях, тритонах, черепахах и крокодилах, на вьюнах, камбалах и электрических скатах, на речных раках и морских крабах, лангустах, омарах и каракатицах. Все эти многочисленные эксперименты свидетельствуют об одном, гипноз - вполне естественное явление, оно может быть вызвано не только у человека, но и у самых различных животных, а явления, наблюдающиеся у них, глубоко сходны с симптомами гипноза человека.

У них наблюдаются окоченение тела, застывание конечностей в любых приданных им положениях и т.п.
Выводы, сделанные этими физиологами, опровергли теорию Бернгейма, который утверждал, что "гипноза нет, есть только внушение". Таким образом, гипноз как определенное состояние того или иного организма существует и неравнозначен, внушению.
Кроме того, В.Я. Данилевский доказал несомненное участие в гипнозе коры головною мозга
"Гипноз и внушение должны занять принадлежащее им по праву достойное место среди других лечебных методов медицины", - заявил в своем докладе "Терапевтическое применение гипнотизма" на том же IV съезде врачей Ардальон Ардальонович Токарский (1859-1901), друг и соратник выдающегося психиатра С.С. Корсакова.

Он говорил: "...Смешно было бы думать, что гипнотизм вырос где-то сбоку, за дверями храма науки, что это подкидыш, воспитанный невеждами. Можно только сказать, что невежды ею достаточно понянчили и захватали руками".

А.А. Токарский был первым, кто организовал и начал чтение курса гипнотерапии и физиологической психологии в Московском университете.
Отцом русской научно-клинической гипнологии по праву считается выдающийся русский невропатолог и психиатр, Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), прошедший научную школу Шарко и его приверженцев, и далеко опередивший их в материалистической последовательности оценок и выводов.
Клинические наблюдения академика В.М. Бехтерева послужили основой для метода коллективного лечения гипнозом, применяемого при лечении алкоголиков и наркоманов.


Говоря о сегодняшней популярности использования суеверий, заговоров, различных методов народной медицины при лечении психосоматических заболеваний, следует вспомнить выступление В.М. Бехтерева в Военно-медицинской академии в декабре 1897 г. на тему "Внушение и его роль в общественной жизни".
В своем докладе он раскрыл механизмы возникновения психических эпидемий и роль внушения, самовнушения и гипноза в их зарождении и распространении во время кризисных ситуаций в обществе.
Использование новой терминологии, обоснование теории гипнотерапии, ее психофизиологических механизмов, которыми объясняются как само гипнотическое состояние, так и связанные с ним явления повышенной внушаемости, постгипнотических действий, внушенных галлюцинаций и других феноменов, тесно связаны с именем И.П. Павлова (1849-1936), совершившего переворот в понимании гипноза, а следовательно, и в отношении к нему.

Согласно взглядам И.П. Павлова, гипноз есть частичный сон или состояние, переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных в разной степени) интенсивности участков мозга присутствует бодрствующий, сторожевой пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность раппорта между гипнотизирующим и гипнотиком.
Поставленная Сеченовым проблема исследования рефлексов головного мозга и их роли в поведении человека и животных получила свою дальнейшую творческую разработку не только в школе И.П. Павлова, но и в школе А.А.

Ухтомского (1875-1942), которые достойно приняли эстафету "отца русской физиологии".
В поисках прочных физиологических основ поведения И.П. Павлов и А.А.

Ухтомский поставили целью своих исследований ответить на вопрос: как, с помощью каких механизмов создается и обеспечивается устойчивый образ поведения при всем многообразии внешней среды, через которую приходится организму как целому держать путь?
Примечательно, что в 1923 г. вышла известная во всем мире книга И.П. Павлова "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных".
В том же году А.А. Ухтомский опубликовал свою статью доминанте - "Доминанта как рабочий принцип нервных центров.
Под доминантой Ухтомский понимал временно господствующий набор рефлексов, который направляет в данный момент времени все поведение организма на решение одной, наиболее важной для него задачи. В то же время, однажды начавшись и требуя времени для своего выполнения, этот господствующий рефлекс, или доминанта, изменяет и другие рефлексы, которые могли бы помешать его осуществлению.
Представление о взглядах на гипноз будет неполным, и мы не рассмотрим точку зрения психоаналтического вправления, и в первую очередь основоположника этой школы - австрийского психоневролога Зигмунда Фрейда (Freud, 1856-1939). Технику гипноза он изучал у Шарко в Париже и у Бернгейма в Нанси, однако в процессе формирования своей концепции психоаналитической терапии рейд отошел от гипноза.

В 1923 г. он писал, "что невозможно переоценить значение гипнотизма для развития психоанализа.
П. К. Анохин
С теоретической и терапевтический точек зрения психоанализ пользуется наследием гипнотизма. Вот подлинные слова Фрейда, которые характеризуют его понимание гипнотического состояния: "Вспомните о том, что гипноз заключает в себе нечто ж уткое. Характер же жуткого указывает на какие-то вытесненные элементы дряхлой старины. Вспомните о том, как производится гипноз.

Гипнотизер утверждает, что он обладает таинственной силой, лишающей субъекта его собственной воли или, что то же самое, субъект в ерит в то, что гипнотизер обладает такой силой. Эта таинственная сила, в публике ее еще часто называют животным м агнетизмом, должна быть той силой, которая являлась для первобытных народов источником табу, то есть силой, которая исходит от королей и от начальников, и благодаря к оторой к ним опасно приближаться. Гипнотизер хочет овладеть этой силой; как же он выявляет ее?

Он требует от ч еловека, чтобы тот смотрел ему в глаза, так как в типичном случае он гипнотизирует своим взглядом.
Но именно этот взгляд опасен и непереносим для первобытных, как впоследствии взгляд божества для смертных. (Вместе с тем в животном мире во время брачного периода или полового контакта некоторые виды животных также могут воздействовать друг на друга. Так, например, у некоторых видов пауков самка пытается сожрать самца в то время, когда он за ней ухаживает.

Чтобы этого не произошло, чтобы передать наследственную информацию, самец гипнотизирует самку, втыкая свои крючки ей в брюшко). Итак, гипнотизер будит своими действиями у гипнотизируемого часть архаического наследства, которое проявлялось в отношении к родителям и к которым можно иметь только пассивно-мазохическую установку, в присутствии которых можно потерять волю; оставаться с ней наедине, попасть им на глаза является большим риском".
Сторонники психоаналитической теории Ференсци (Ferenczi), Шильдер (Schilder), Кандерс (Kanders) и др. что гипноз и внушаемость имеют эротическую основу. Так Ференсци (1924 г.) видит в гипнозе восстановление инфантильно-эротической, мазохистической установки.

Гипнотизированный является или образом отца (отцовский гипноз), или прототипом матери.



Содержание раздела