d9e5a92d

После второй мировой войны интерес к гипнозу возобновился


Центральное место в гипнозе занимают побуждения из области "эдипова комплекса". Для обоснования своих положений психоаналитики приводят примеры. Они говорят, что гипнотизируя женщин, гипнотизер может наблюдать перед засыпанием и перед пробуждением блуждающий взгляд, дрожание, которые будто бы характерны для сексуального возбуждения. Истероидное застывание в начале гипноза идентифицируется с двигательными явлениями при половом сношении. Если гипнотизер попытается получить от загипнотизированного сведения о его состоянии, то очень часто услышит о "блаженном приятном чувстве", "блаженной усталости" и т.п., а нередко об эротическом.

Даже такие слова, встречающиеся в обыденной жизни, как "ты меня загипнотизировала", являются, по мнению психоаналитиков выражением влечения, эротики. У некоторых женщин в состоянии гипноза иногда можно отметить страх, как перед изнасилованием.
Этот страх, по мнению психоаналитиков, выражает соответствующее желание, пробуждаемое гипнозом, а мягкие уговоры, окрик, грубое воздействие являются и психическими средствами гипноза, и средствами эротического обольщения.
Они также считают, что применяемые технические средства - "фиксирование" (взглядом), поглаживание - являются общими для гипноза и эротики.
Далее, психоаналитики утверждают, что даже в характере и форме гипноза выражается сексуальная конституция индивидуума, и люди, особенно расположенные к влюбленности, имеющие тенденцию к сильной установке на объекты любви, обыкновенно легко впадают в глубокий гипноз. Мышечные феномены гипноза - полную расслабленность и каталепсию - психоаналитики рассматривают как выражение безволия, разрешение делать с собой все, что угодно.

Наблюдая за жизнью животных, можно заметить следующий факт: удав, как хищник, гипнотизирует свою жертву - кролика, который старается сохранить жизнь с помощью неподвижности, чтобы не выдавать себя, не вызвать своими движениями агрессии нападающей силы.
В 40-х годах Т. Сарбином (Sarbin) была разработана теория гипноза, интерпретирующая это состояние принятием роли.
Гипнотик, как актер, удачно играет роль, которой от него ждет гипнотизер, причем актерские способности могут коррелировать с гипнабельностью. Однако, как отмечает Хилгард (Hilgard) - основатель международного общества гипноза, термин "принятие роли" подразумевает симулирование гипнотического действия, в то время как надо иметь в виду бессознательное ролевое поведение, а не умышленное "одурачивание гипнотизера".

Поэтому Хилгард склоняется к тому мнению, что будет меньше поводов для неверной интерпретации, отрицающей возможность терминологии, если переименовать ролевую теорию гипноза в теорию "ролевой податливости".
Однако во многих экспериментальных исследованиях были получены данные, оспаривающие ролевую теорию гипноза Т. Сарбина.
Продолжателем изучения гипноза, начатого И.П. Павловым и В.М. Бехтеревым, в нашей стране становится К.И.

Платонов (1878-1969).
В монографии "Слово как физиологический и лечебный фактор" он дает широкую картину многогранного использования гипноза в лечебных целях.
В свете концепции о второй сигнальной системе слово получило значение универсального условного раздражителя - сигнала сигналов.
"Слово, - писал И.П. Павлов, - благодаря своей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражи гелями приходящими в большие полушария, все сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения.

Таким образом, внушение есть упрощенный типичнейший условный рефлекс человека".
После второй мировой войны интерес к гипнозу снова возобновился.
В серии отчетов научных обществ, расставляющих вехи в истории гипноза, есть отчет Британской медицинской ассоциации (1955 г.), которая официально реабилитирует гипноз в Великобритании. В 1958 г. Американская медицинская ассоциация включает гипноз в медицинскую терапию, уточнив условия его применения. В отчете американской психиатрической ассоциации (1961г.) сказано: "Гипноз - это специализированный психиатрический метод, и в этом виде он создает аспект отношения доктор - больной.



В психиатрической практике гипноз является вспомогательным средством для исследования диагностики и лечения. Он может быть также полезен и на других участках медицинской практики и медицинских исследованиях".
Американская психиатрическая ассоциация в 1960 г. официально признала экспертную коллегию, известную под названием Американский Совет экспертов по психологическому гипнозу.
Говоря о гипнозе, конечно, нельзя не вспомнить о Милтоне Эриксоне (Erikson, 1902-1980), которого на его родине, в столице штата Аризона Фениксе, часто называют национальным героем Америки. У него очень интересная судьба В 17 лет он заболел полиомиелитом и пролежал некоторое время полностью парализованным, сохранив только способность двигать глазами.

Наблюдения за жизнью захолустной фермы - вот все его впечатления тех долгих месяцев. Своим обостренным вниманием юноша стал замечать, что язык тела его сестры, работников, родителей не совпадал с их словами, и эта бессловесная реакция иной раз точнее отражала истинные чувства людей.

Когда Эриксон вернулся к обычной жизни, он стал развивать в себе способность читать истинные переживания окружающих. Рожденный с недостатками слуха и зрения, а теперь еще и полупарализованный Милтон обратил свои физические недостатки в преимущества, добившись удивительных успехов в наблюдении за людьми.
Вот как бывает - тяжелая болезнь стресс и многие другие редкие в жизни ситуации, иногда близкие к шок, или даже клиническая смерть может перевернуть жизнь человека, обострить его чувства, наблюдательность, дать почувствовать какие-то резервы организма и психики, направить все "знания на изучение самого себя и окружающего бытия а в дальнейшем показать чудеса, удивляя других людей. Может быть, этот момент в жизни американского юноши Милтона Эриксона заставит читателя задуматься над вопросом "Кто может стать гипнотизером? Каждый ли способен гипнотизировать?"
Отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что каждый способен гипнотизировать.
Но, проводя аналогию, необходимо уточнить, что все могут научиться играть на фортепиано (конечно, если имеются руки и элементарные знания), но так виртуозно, как С. Рихтер, - не каждый. Это зависит от определенных задатков, одаренности, способностей, желания, от того, в какой среде воспитывался человек, от его личностных особенностей и от того, кто и как проводил обучение.

Но почем у всё же человек должен пройти и испытать определенные трудности?
М. Эриксон
Когда же Милтон Эриксон заканчивал медицинский факультет, он попал на сеанс гипноза и сразу же осознал, что гипноз - это тот инструмент, которого ему не хватало, чтобы обратить свою наблюдательность в искусство убеждать, внушать и гипнотизировать.
Конечно, словами невозможно передать все мастерство Эриксона, который, по мнению одного видного психолога, "занимал трудноуловимое положение где-то на границе, разделяющей целителя и поэта, ученого и сказителя". Текст не передает "паузы, улыбки, быстрые проницательные взгляды, мастерское владение голосом, богатство интонаций, мимики и жестов - то есть, как не навязчиво и исподволь Эриксон добивался своего - изменения сознания и подсознания у человека".
Прочитав несколько "учебных" рассказов, записанных одним из учеников психотерапевта Сиднеем Розеном, вы сможете убедиться, как много значит для гипнолога наблюдение за больным, сидящим напротив, что значит понимание человека, конкретно его страданий и желание помочь именно этому пациенту.
В заключение истории вопроса следует сказать, что для объединения людей, интересующихся и занимающихся изучением проблем, связанных с гипнозом и внушением, в настоящее время выходят следующие журналы (на английском языке): "Международный журнал по клиническому и экспериментальному гипнозу" и "Американский журнал клинического гипноза" В 1991 г вышел первый выпуск журнала "Вестник гипнологии и психотерапии", который издается Санкт-Петербургским обществом психотерапевтов.
Регулярно проходят международные конгрессы по гипнозу (начиная с 1965 г - раз в три года), демонстрирующие широкий круг вопросов теоретического и прикладного характера.
Развитие любой науки требует осмысления того, что достигнуто ею, бережного отношения к своей истории Вопросы исторического прошлого науки интересны не только сами по себе. Они имеют отношение к сегодняшнему дню
Уроки истории заставляют нас по-новому всматриваться в современность; изучение предыдущего развития науки помогает увидеть ее будущее. Гипнология развивается по определенным законам, многие факторы общественно-экономического развития обусловливают те или иные научные направления, их судьбу. Развитие науки проявляется в концепциях виднейших представителей, чьи усилия двигают ее вперед
СООТНОШЕНИЕ МОЗГА И СОЗНАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
Предметом медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической ипостаси как организм, в социально-психологическом качестве - как личность.



Содержание раздела