d9e5a92d

Содержание дифференциального алгоритма чтения


   Возможны ли научные тексты подобного содержания? Для ответа достаточно узнать, есть ли значение в цитируемом тексте.
 
Рассмотрим некоторый тотальный и, следовательно, уникальный экземпляр "А". Установление тождества экземпляра с самим собой можно рассматривать как отображение, приводящее образы "А" в соответствие с прообразом "А". Экземпляр "А" по определению может быть сопоставлен только с самим собой.

Поэтому отображение является внутренним и, согласно теореме Стилова, может быть представлено в виде суперпозиции топологического и последующего аналитического отображения. Совокупность образов "А" составляет точечную систему, элементы которой являются эквивалентными точками...
Как показал анализ, проведенный лингвистом И.П. Севбо, формальная связанность и наукообразное звучание не уменьшают пустоты этого текста.
Очевидно, теперь мы можем ответить на вопрос о том, что же следует читать в текстах: нужно уметь находить значение.
Как же практически научиться выделять значение? Рассмотрим еще одно интересное явление. Как показал Н.И.

Жинкин, мозг Каждого человека уже обладает этой способностью, так как .^держит программу выделения значения в любом читаемом тексте, имеющем смысл. Эксперименты психологов подтвердили, что при обработке текста человеческий мозг всегда выделяет


"ядерное" значение независимо от способа его формального выражения или смысла. Так, в одном из опытов группе испытуемых предлагалось нажимать специальную кнопку каждый раз, как только на экране появлялось слово доктор, и не реагировать на сигнал, если появлялись другие слова, даже сходные по начертанию, например диктор. Большинство испытуемых справились с этим заданием. Затем без предупреждения на экране была показана надпись врач. Практически все нажали кнопку, хотя по начертанию это слово никак не походило на слово доктор.

Восприятие мозгом различных словосочетаний показано на рис. 10. Благодаря наличию алгоритмического фильтра мозг не пропускает (выдает на выходе 0) фразу "Зеленые идеи яростно спят".

Для фразы "Моя твоя не понимай" формируется соответствующее выражение. И наконец, мозг реагирует одинаково на слова врач и доктор, тогда как для слова диктор на выходе также 0.
Этот пример - доказательство того, что при восприятии текстовой информации мозг реагирует не на языковую структуру слова, а на его содержательную часть.
Содержание дифференциального алгоритма чтения
Патент России Na 2113731
При чтении текста мозг формирует свою трактовку содержания того, что читается. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. Мозг выделяет "ядерное", сущностное значение из текста.

Однако не всегда эта программа используется эффективно. Вместе с тем только при осмысленном, внимательном чтении текст понимается глубоко и полно. Из этого следует, что при освоении техники быстрого чтения нужно научиться произвольно использовать эту принципиально важную программу работы мозга.
Как показали наши многолетние эксперименты, знание и умелое применение некоторых упражнений дают возможность извлекать "ядерное" значение в тексте быстро и надежно. Эти упражнения основаны на использовании дифференциального алгоритма чтения. Он показан на рис.

11.
 


Итак, сделаем наше первое "открытие": оказывается, хорошие читатели читают текст ради понимания его смысла и
поэтому охватывают с одного взгляда много слов сразу, в то время как плохие читатели читают текст маленькими кусками, охватывая всего одно, два или три слова за одну остановку (фиксацию) глаз. До тех пор пока вы читаете вот этим последним, дробным способом, вы не повысите скорость своего чтения. Это объясняется тем, что более "длинные", чем, скажем, в одно предложение, мысли оказываются рассеченными на большое количество маленьких кусков, что затрудняет формирование единого точного понимания смысла фрагмента текста.

Образно говоря, такой читатель за деревьями .не видит леса.
. Как мы уже знаем, интегральный алгоритм чтения облегчает поиск нужной информации в тексте в целом. Для каждого отдельного предложения и абзаца подобную программу, конечно, составить нельзя. Итак, для активации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого нами и разработан дифференциальный алгоритм чтения.



С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на логические отдельные элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным). Под отдельным логическим отрезком текста в данном случае мы понимаем каждый смысловой его абзац. Следует помнить, что печатный и смысловой абзацы могут не совпадать. Для облегчения последующей работы рассмотрим каждый из блоков алгоритма отдельно (см. рис. 11). . Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку.

Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли и местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово.

Очень часто смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.
Смысловые ряды состоят из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой "золотого ядра" содержания текста.
Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замысел автора. Текст как бы мгновенно сжимается, мысленно конспектируется. В нем остаются только зерна мысли, "золотое ядро", на уровне непрерывных цепочек пар слов.
Но это только промежуточный этап. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает как бы количественные преобразования - сжимается, прессуется. Однако кроме количественного анализа сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию.

Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма - выявлению доминанты.
.Замечено, что содержание прочитанного при пересказе люди почти никогда не излагают слово в слово. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой. Такое перекодирование происходит уже в самом процессе чтения.

Этим как раз и отличается активное, осмысленное восприятие текста от механической зубрежки.
На основе смысловых рядов мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Таким образом, третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования -выявление "ядерного" значения содержания текста. Решить эту задачу - значит сформулировать и усвоить действительное значение того, что хотел сказать автор в конкретном отрывке.

Выявление истинного значения - доминанты, таким образом, и является основной задачей чтения.
Что же такое доминанта?
Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления основного замысла автора. Таким образом, в тексте встречаются слова, которые как бы "подталкивают" вас читать дальше, дальше, предупреждают, что изменений смысла не предвидится.

Бывают другие слова, которые "предупреждают" об изменении, <повороте" смысла, "говорят" вам, чтобы вы замедлили скорость чтения, что впереди "крутой поворот". Очень важно знать, как пользоваться такими словами-сигналами.
Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического диализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения : в значительной степени подсознательно. Есть основания полагать, что эффективность такого анализа у большинства читателей не всегда высока. В самом деле, знание определенной программы еще не означает умение ею пользоваться.

Умение пользоваться определенной программой еще не означает возможность ее применения на уровне автоматизированного, неосознаваемого действия-навыка. Задача заключается в том, чтобы образовать именно навык, т.е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст в режиме быстрого чтения. Поэтапное формирование навыка и предполагает детальный разбор каждого уровня мыслительных операций при чтении текста с целью выявления его основного смыслового значения - доминанты. Эту задачу и решает дифференциальный алгоритм чтения.

Он предлагает в процессе чтения в соответствии с j блоками алгоритма производить логико-семантический анализ текста: вначале выделить ключевые слова, затем построить смысловые ряды и, наконец, выделив цепь значений, сформировать доминанту. Цель такого упражнения - показать мозгу, как правильно надо понимать текст. Именно так, и только так можно увидеть главное, действительно важное, проникнуть в суть вещей, явлений, излагаемых автором. Многократное повторение упражнения формирует новый способ кодирования, обеспечивающий затем высококачественное понимание текста в режиме быстрого чтения.

Теперь потренируемся: проведем медленное чтение текста, размечая его в соответствии с блоками ^дифференциального алгоритма чтения. Посмотрим на примере, как используется дифференциальный алгоритм.



Содержание раздела