d9e5a92d

Рациональная обработка материала.


Следующий шаг психологической подготовки - осмысливание того, что вам уже известно по данной теме. Такое припоминание поможет связать уже имеющиеся знания с теми новыми, которые вы приобретете в процессе чтения.

Известно, что такой способ работы с текстом активизирует внимание и память. Научитесь проводить психологическую подготовку всякий раз, когда вы приступаете к чтению.

ПОСТОЯННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ этого требования постепенно выработает у вас автоматические навыки, во многом обеспечивающие успешное чтение.
Но не рассчитывайте, что этап психологической подготовки к чтению заканчивается, как только вы приступаете к восприятию текста. Напротив, он продолжается: вы готовитесь к восприятию последующей информации, размышляя над прочитанным и повторяя материал.

Хотя на этом этапе значимость психологической подготовки по отношению к последующему чтению падает. Даже на этапе повторения вы, сознательно или пока еще бессознательно, проводите подготовку к дальнейшему восприятию данных на эту тему.
Этап психологической подготовки завершится в том случае, когда вы сделаете для себя вывод, что полученная информация нужна лишь до завтра, т.к. события изменятся или вам уже больше не понадобятся эти данные: вы их уже использовали либо они устарели.
Помните, что не всякий текст надо читать внимательно с целью запомнить его, иногда достаточно ограничиться беглым просмотром книги! Не читая, например, скандальные газетные публикации, мы освободим много времени для чтения художественных произведений, всемирной классической литературы.
Но если уж проблемы публикации интересуют вас или нужны для конкретного дела и вы решили прочитать этот текст и запомнить его, читайте дважды: первый раз - ПРОСМОТРОВЫМ ЧТЕНИЕМ, чтобы определить, действительно ли текст интересен, нужен для вас, на какое время и для какой цели он нужен, второй раз - для запоминания и глубокого усвоения.
Не всю информацию даже в важной книге нужно читать с одинаковым накалом внимания. Часто и при чтении литературы по специальности мы стремимся достичь невозможного, ставим перед собой невыполнимые задачи, разочаровываясь в себе при их некачественном выполнении. Не лучше ли изменить, что нужно прочитать, не запоминая, а на что обратить особое внимание, и уже эту небольшую информацию постараться запомнить на 100%.

Это выполнимо! Это и есть рациональная обработка материала.
Практикой установлено, и вы, видимо, в этом не раз убеждались, что чтение проходит плодотворно и текст хорошо запоминается, если ОСОЗНАНА НЕОБХОДИМОСТЬ прочтения именно данного материала, продуктивность чтения СТИМУЛИРОВАНА, четко обозначена цель. В таких случаях ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС к чтению данной книги и заинтересованность в прочном усвоении содержания, а это гарантирует УСПЕХ.
Если регулярно проводить перед началом чтения психологическую подготовку, то это поможет выработать навыки продуктивной работы с текстом: он будет усваиваться активно, лучше запоминаться.
Психологическая подготовка к чтению органично входит составной частью в рассмотрение общей проблемы культуры чтения, поскольку, регулярно подготавливаясь, настраиваясь на чтение практически любого текста, вы уже сейчас закладываете надежный фундамент качественного восприятия текста и лучшего его запоминания.
В чем же заключается психологическая подготовка к чтению практически?
Если вы предвкушаете удовольствие от чтения любимой книги в удобном кресле, это уже своего рода подготовка к качественному чтению. Безусловно, здесь немаловажную роль играю объективные условия чтения (комфортное рабочее место, хорошее освещение, удобная поза, физическая бодрость и другие). Но речь сейчас пойдет о субъективной подготовке к восприятию читаемого. Например, если книга уже у вас в руках, то очень важно, хочется вам ее тут же прочитать или нет никакого желания сделать это, заставляете ли вы себя взяться за скучный предмет исследований, или этот предмет вдохновляет вас и вы приступаете к работе с удовольствием. При жгучем желании углубиться в чтение вы уже настраиваете себя на продуктивное восприятие текста.



Но что делать в противном случает?
Практика показывает, что если читатель начинает работу над текстом, и при этом:
- ставит перед собой определенную цель;
- намечает пути достижения этой цели;
- осознает значимость предстоящей работы,
то чтение проходит с меньшими усилиями и чаще всего с большим интересом, если даже до начала этой работы тема предстоящего чтения казалась неинтересной. Интерес возникает потому, что чтение из пассивного процесса преобразуется в активную умственную деятельность.
Еще до того момента, как профессиональный читатель берет с полки книгу, с момента, когда он еще только задумался, что же ему следует прочитать, уже с этого момента начинается процесс психологической подготовки к предстоящему чтению:
- выбрав тему для чтения, квалифицированный читатель припоминает, что он уже прочитал по этой теме прежде;
- ставит перед собой конкретную задачу, например, что может реализовать конкретные знания, которые получит после чтения выбранной книги, в своем докладе на семинаре или конференции;
- рассчитывает, на какой срок понадобится полученная информация.
Результатом такой подготовительной работы будет активизация внимания при чтении, наилучшее усвоение и запоминание материала.
УПРАЖНЕНИЕ 14. В течении недели постарайтесь чтение любого текста завершать формулировкой интересных мыслей, фактов, событий, усвоенных во время чтения.
Известно, что качество усвоения содержания текста зависит от знаний читателя, от его интересов, убеждений, волевых качеств, типа темперамента и многого другого. Мы сейчас рассмотрим лишь то, что за очень короткое время перед чтением (буквально за несколько секунд) может быть изменено в пользу читателя и то, что наилучшим образом может повлиять на повышение качества усвоения читаемого текста.

Иначе говоря, проанализируем те действия, которые может совершить читатель пред чтением для того, чтобы чтение прошло максимально продуктивно.
На что нужно психологически настроиться перед началом чтения, чтобы чтение стало более продуктивным? Что нужно сделать, чтобы настроить свою психику на длительное и продуктивное чтение? Чтобы ответить на эти вопросы, в ШРЧ была проведена научно-исследовательская работа с участием читателей различных возрастов, читающих различную литературу с различными целями: от изучения учебной литературы для сдачи экзаменов через 6 месяцев, до проработки огромного количества научных текстов на двух языках для подготовки докторской диссертации за два года.

То, что в результате проведенной работы всеми четырьмястами читателями были достигнуты поставленные ими цели (одними - за два года, другими - за полгода), говорит о правильности полученных нами ответов на поставленные вопросы.
После решения ОПТИМИЗАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ из всех факторов, наиболее сильным образом влияющих на продуктивность чтения, мы оставили лишь три:
- ИНТЕРЕС (как к содержанию текста, так и процессу чтения);
- НАСТРОЕНИЕ (речь идет не только о положительных, но и об отрицательных эмоциях, связанных с отношением читателя к излагаемым в тексте фактам или к позиции автора);
- УВЕРЕННОСТЬ (в правильности или неправильности излагаемой в тексте информации, в полезности читаемого текста, в успешном проведении чтения).
Планомерную тренировку по формированию навыка психологической подготовки следует проводить в соответствии с полученной схемой психологической подготовки: вначале вы научитесь вызывать интерес, затем уверенность и, наконец, хорошее настроение.
Давайте рассмотрим каждый этап тренировки по отдельности.
Интерес
 
В процессе чтения интерес может возникать как к содержанию, так и к самому процессу чтения. Оба интереса могут оказывать положительное влияние на продуктивность чтения.

Давайте рассмотрим каждый из интересов в отдельности.
Интерес к содержанию
 
Чтение, если читатель ценит время, проводится для того, чтобы познать ТОЛЬКО то, что принесет КОНКРЕТНУЮ ПОЛЬЗУ:
- то, что вызывает эмоции (которые доставляют КОНКРЕТНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ или которые формируют настроение, улучшающее здоровье или работоспособность КОНРЕТНОГО читателя и того, кому этот читатель перескажет прочитанное и передаст настроение, или которые разовьют в читателе КОНКРЕТНЫЕ чувства);
- то, что формирует знания, от применения которых в конкретном деле в конкретном месте и в конкретное время можно будет получить КОНКРЕТНУЮ ПОЛЬЗУ.


Только не нужно ни бояться, что с такой позицией можно превратиться в человека с узким кругозором и т.п., ни стесняться превратить чтение исключительно в ПРИЯТНОЕ для ДУШИ и ПОЛЕЗНОЕ для ДЕЛА, т.е. в ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.
Говоря откровенно, кажется, что лучше стесняться того, что, прочитав немало вроде бы полезных текстов, не получили конкретных результатов, и лучше стесняться того, что бездарно потеряли время, читая тексты, которые на первый взгляд казались, что когда-нибудь пригодятся, и результате превратились в Плюшкина, собирающего в голове содержание текстов нH всякий случай. А чтобы не оставалось сомнений, нужно просто перебрать по памяти прочитанные вами ранее тексты и проанализировать их на ПОЛЕЗНОСТЬ.



Содержание раздела