7. Лоток лом локон ложа лорд лот локоть ложь лоза лось лоция лотос лопух лото лоскут.
8. Мазь мама мыть марш маг малек мал мах марля макет мангал масло манто мама мак маг
9. Луня лунка лука лук луч луза луг лузга луб лужа лук луг лупа лунь лучок лука лучник.
10. Манить манок манка манто марал маразм маска март масса массив матч массив мачеха.
Запишите, сколько времени вы потратили на задание: ___ мин.
Теперь проверьте точность выполнения задания:
№ строки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ключ |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
0 |
2 |
3 |
1 |
Вернитесь к упражнению еще два раза через каждую неделю. Не беспокойтесь, вы не запомните слова даже после второго раза и не снизите эффективность упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ 29. Читайте тексты с максимально возможной скоростью и выявляйте слова (словосочетания), которые говорят о каком-либо одном сильно отличающемся конкретном признаке или конкретной характеристике, описываемых в тексте предметом или явлений.
Например, выявите признаки качества (вес, температура, цвет, шероховатость и т.п.).
УПРАЖНЕНИЕ 30. Выявите слова не относящиеся явно по смыслу к группе слов, связанных друг с другом по смыслу:
1. Лодка, каноэ, весло, киль, корабль. парус, якорь, остров, корма, борт, нос, коралл, мачта.
2. Озеро, болото, залив, водоем, пруд, воздух, заводь, океан, море, дождь, лиман, дельта.
3. Хребет, возвышенность, кряж, скала, плоскогорье, гора, холм, сопка, перевал, вершина.
4. Жилище, город, хутор, село, деревня, поселок, населенный пункт, пустыня, селение.
5. Здание, небоскреб, дом, вилла, шалаш, вигвам, иглу, коттедж, дворец, терем, барак.
6. Школа, институт, лицей, гимназия, обучение, техникум, курсы, университет, академия.
7. Сканер, принтер, дисковод, монитор, клавиатура, дискета, мышь, крыса, дисплей, диск.
8. Книга, учебник, словарь, брошюра, пособие, энциклопедия, атлас, ученик, методичка.
Теперь проверьте точность выполнения задания:
Ключ: 1 - остров, коралл; 2 - воздух, дождь, дельта; 3 - возвышенность, плоскогорье, перевал, вершина; 4 - жилище, хутор, пустыня; 5 - ...; 6 - обучение; 7 - крыса; 8 - ученик.
УПРАЖНЕНИЕ 31. Как можно быстрее и с максимальным качеством усвоения читайте тексты объемом в 0,5 - 1 тыс. знаков (ладонь, как правило, покрывает 1 - 1,5 тыс. знаков) с одновременным, но раздельным подсчитыванием в уме количества букв Ж и Ю.
Попробуйте выполнить это упражнение на следующем тексте.
Готовы? Запишите время начала чтения: ___ мин., ___ сек., запустите секундомер и приступайте к чтению:
Американский психофизиолог З.Джекобсон утверждает, что он на 10 лет раньше Шульца (И.Г. Шульц - автор аутогенной тренировки. - Прим. авт.) разработал метод так называемой прогрессирующей (т.е. последовательной релаксации.
В своих исследованиях Джекобсон установил, что различные отрицательные эмоции, приводящие к состоянию нервного напряжения, создаются напряжением отдельных мышечных групп. Сам факт мышечного расслабления (без гипноза и самовнушения) приводит к состоянию релаксации, под которым Джекобсон понимал не только уменьшение мышечной активности, но и наступление вслед за ним снижения нервно-психического напряжения.
Запишите ремя окончания чтения: ___ мин., ___ сек.
Итак, вы читали ___ мин. ___ сек. и насчитали ___ букв Ж и ___ букв Ю.
Теперь ответьте на вопросы:
1. Кто признается автором аутогенной тренировки?
______________________________
2. К чему приводит факт мышечного расслабления?
_________________________________________________________________
Проверьте свои ответы по приведенным правильным:
1. Шульц.
2. К состоянию релаксации (уменьшению мышечной активности и снижению нервно-психического напряжения).
Количество букв: Ж - 8, Ю - 1.
Если вы ошиблись в подсчете букв, то при выполнении этого упражнения на других текстах вам надо быть более внимательным к подсчету. Плохое же усвоение содержания текста говорит о том, что при выполнении этого упражнения необходимо уделять больше внимания смыслу читаемого текста.
Если же вы потратили больше времени, чем при обычном чтении, то в дальнейшем вам надо себя поторапливать.
Подобного рода выводы нужно делать после каждого выполнения этого упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ 32. Просматривая газетную полосу за 5 минут, воспринимая содержание всех текстов поверхностно (достаточно будет усвоить их на 30%), найдите во всей газете:
четыре четырехзначных числа, записанных словами,
два названия профессий,
шесть фамилий.
Уясните, почему они употреблены в данном контексте. При этом запоминайте не числа, профессии и фамилии, а содержание текстов.
В книге приводятся некоторые образцы упражнений. Для развития внимания их нужно выполнять в течении нескольких недель.
Полный комплекс упражнений составляет отдельный сборник данного автора.
Качество чтения
Что значит понимать автора текста?
В ПЛОХОМ ПРИПОМИНАНИИ ПРОЧИТАННОГО ВИНОВНО НЕ ПЛОХОЕ ЗАПОМИНАНИЕ НОНЯТНОГО, А ПЛОХОЕ ЗАПОМИНАНИЕ НЕПОНЯТНОГО. Итак, вывод первый: для того чтобы все понималось и все запоминалось необходимо (но недостаточно), чтобы все слова и словосочетания были знакомы: значения слов или стоящие за ними смыслы должны УЗНАВАТЬСЯ БЕЗОШИБОЧНО и БЫСТРО.
Допустим, что все слова и словосочетания известны. Достаточно ли этого для идеального понимания текстов? Нет, знания значений слов и вложенных в них смыслов недостаточно.
Для идеального понимания текстов нужны ЗНАНИЯ по предмету, о котором идет речь в тексте, и/или нужны практические навыки усваивать описываемые в тексте знания. Вывод второй: для того чтобы все понималось и все запоминалось, необходимо (но и опять недостаточно), чтобы читатель обладал достаточным запасом знаний в области, к которой относится содержание читаемого текста.
Можно ли утверждать, что текст будет ПОНЯТ ИДЕАЛЬНО (т.е. так, как его понимал автор), если читателю знакомы все слова и все использованные в тексте знания? Нет, и этого недостаточно, так как еще нужно учесть психологический настрой читателя на восприятие текста ДАННОГО СОДЕРЖАНИЯ в ДАННОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ. Всем нам знакомы случаи, когда взахлеб прочитывается книга.
Это происходит в те мгновения, когда читатель как бы сливается с автором, когда ЛИЧНОСТЬ ЧИТАТЕЛЯ начинает проявлять те же ЧЕРТЫ, которые раскрылись в ЛИЧНОСТИ АВТОРА в момент написания данного текста. В этом случае читатель ПРОЧИТЫВАЕТ в строчках текста (а может быть, между строк?) ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ АВТОРА - не просто содержание излагаемого предмета, но и психологические оттенки в предложении автора.
Третий вывод: для того чтобы все понималось и все запоминалось, необходимо (и наконец недостаточно), чтобы перед началом чтения проводилась психологическая подготовка.
Если все предыдущие необходимые условия выполнены, то обязательно выполнение еще одного - главного условия ИДЕАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ: нужно проводить процесс мышления ПРОДУКТИВНО, т.е. достаточно БЫСТРО (так, чтобы внимание не успевало рассеиваться и чтобы мозг мог работать в оптимальном для него режиме) и ЛОГИЧЕСКИ (с применением приемов абстрагирования). Итак, вывод четвертый: для того чтобы все понималось и запоминалось, необходимо и достаточно, чтобы мыслительные процессы проводились продуктивно.
РЕКОМЕНДАЦИИ для повышения уровня понимания читаемых текстов.
По ВЫВОДУ ПЕРВОМУ - формируйте тезаурусы по всем областям знаний, по которым вы собираетесь в будущем читать тексты.
По ВЫВОДУ ВТОРОМУ - как можно больше читайте литературы не описательного и не повествовательного жанра, а жанра рассуждений.
По ВЫВОДУ ТРЕТЬЕМУ - выполняйте упражнение Психологическая подготовка из предыдущего раздела.
По ВЫВОДУ ЧЕТВЕРТОМУ - читайте эту книгу дальше.
К чему приводит непонимание
или частичное понимание?
Вначале давайте договоримся о терминах. Если быть точными, то непонимание прочитанного текста в чистом виде не существует. Конечно же, если читатель во время чтения думал о совершенно постороннем или он не был знаком со словами, то о понимании и говорить нечего, впрочем, так же как и о непонимании (ведь не было условий для понимания).
Во всех случаях чтения, когда читатель ПЫТАЕТСЯ понять текст, понимание всегда есть. Вопрос лишь в том, КАК он понят (с какой точки зрения, с какой позиции)? Читатель может понять все содержание так, как понимал его автор (возможно, даже при этом не соглашаясь с ним), а может и понять его абсолютно по-своему, думая, что автор так же понимал проблему.
Итак, мы договорились, что все мысли, возникающие при чтении, будут говорить о понимании текста. При этом мы будем делить понимание на понимание читателя и понимание автора.