d9e5a92d

Кривая забывания


 
 
Рис 34. Кривая забывания.
Из этого следует четвертый вывод: перевод содержания запоминаемого материала при чтении на язык собственных мыслей, т.е. на материал, уже ранее усвоенный в результате жизненного опыта, улучшает запоминание. Какие же процессы сопутствуют хранению информации в мозге человека? Оказывается, воспринятый материал не просто .покоится в мозге, он продолжает все время преобразовываться.

Хранение информации, кроме того, связано и с некоторой ее потерей.
Забывание - довольно сложный и неравномерный процесс. Немецкий психолог Г. Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных экспериментов вычертил кривую забывания, которая показана на рис. 34.
В первые же часы после запоминания свежего материала кривая стремительно падает вниз. Оказывается, что объем усвоенной информации катастрофически уменьшается в течение первых 10 часов: со 100 до 35%. Таким образом, повторять значимый материал наиболее полезно сразу же после его прочтения. По этому поводу КД.

Ушинский писал, что надо укреплять здание, когда оно еще стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.
Как же предотвратить резкое снижение эффекта памяти, наступающее сразу же после окончания чтения? Для лучшего сохранения прочитанного в памяти необходимо повторить изученный материал сразу же после окончания чтения; при этом, пересказывая содержание в соответствии с блоками интегрального алгоритма, дать свое толкование прочитанному и перевести его на язык собственных мыслей.
Итак, мы разработали основные особенности механизма памяти. Встает вопрос: как же развить и улучшить природную память?
Советы и практические упражнения по восприятию памяти, которые приводятся в книгах о памяти, безусловно, полезны, но при четырех непременных условиях: постоянной заинтересованности в этом; вере в успешность тренировок; убежденности в необходимости улучшения памяти и умении самостоятельно работать и творчески использовать лучшие особенности памяти.
Упражнения. Методика повторения учебного материала в период подготовки и сдачи экзаменов
(патент россии № 2128862)
1. Провести тренировку повторения прочитанного для режим:! "Запомнить на несколько дней" в соответствии с табл. 5. При этом следует иметь в виду, что под повторением мы понимаем воспроизведение прочитанного своими словами, возможно ближе к исходному тексту. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить в течение 2-3 мин напряжения памяти.

В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно с наименьшими затратами времени и сил повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами.
Как показывают наблюдения, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все студенты используют эффективно. Типичной является, например, следующая ситуация: из трех дней, отведенных для подготовки, два с половиной студент отдыхает, а оставшуюся половину дня и ночь готовится к экзамену. Продуктивность такой работы вряд ли будет высокой, Предлагаемый в табл.

5 режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства. Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее.

Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании обучающегося.
Второе: необходимо процесс повторения производить строго в соответствии с приведенными выше определениями.
Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено четыре дня. Приготовили
 

Первое
Второе
Третье
Четвертое.
Сразу после окончания чтения
Через 20 мин после окончания предыдущего повторения
Через 8 часов
Через сутки (лучше перед сном)

Таблица 5
 
учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. "Начинаете читать учебник. Как читать? Мы уже отмечали, что учебники нельзя читать быстро. Однако в нашей экспериментальной группе оказались однажды "непослушные" студенты, которые заявили, что они все учебники читают быстро. Проверенная проверка показала, что это не совсем так.



Они действительно читали быстро, но не основной учебник, а дополнительную литературу и учебные пособия. В результате там, где; обычно студент ограничивается своим конспектом или одним .учебником, наши студенты прочитывали еще несколько книг, Затрачивая на это время, не превышающее в целом время чтения основного учебника. Но результат оказался совершенно неожиданным.
Многие неясные и непонятные в основном учебнике определения и теоремы приобретали при дополнительном чтении ясность и стройность. Но, что самое главное, наибольший эффект это дало для запоминания. Как мы полагаем, в режиме такого чтения ярко проявляется эффект непроизвольного запоминания, о котором мы писали, когда нужное запоминается само собой, без всяких усилий.

Еще раз обращаем ваше внимание, что это результат реализации режима быстрого чтения.
Вы прочитали основной учебник Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступаете к повторению.
Повторение - это практические ответы на вопросы имеющихся у вас контрольных экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2-3 мин. Закончив первое повторение, отдохните 20 мин и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим. К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение.

Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном. На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили к 15 ч. Отдыхайте до 15 ч следующего дня.

На четвертый день в 15 ч приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 ч и сразу лечь спать. На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений.

Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в блоках вашего алгоритм:!. Вы хорошо представляете особенности каждого историческою периода.

Можете кратко изложить в виде доминанты сущность политики правящей партии определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.
Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т.д.
Домашнее задание
1. Установить свой тип памяти.
2. Провести тренировку повторения в соответствии с вышеизложенным упражнением.
3. Читать ежедневно обязательный объем литературы: две газеты, один журнал, 50 - 100 страниц текста.
4. Продолжить тренировку упражнений для развития внимания. Особое внимание уделить упражнению "Созерцание зеленой точки".
5. Продолжать работу с таблицами Шульте.
6. Прочитать контрольный текст 8, результаты чтения записать на бланке теста (см. приложение 1).
Текст 8                                      "Юный натуралист". № 5.
1988г.                                          Объем - 5300 знака
Растения ищут воду
Отправляясь в путь, туристы, как правило, берут с собой незначительное количество воды, рассчитывая на пополнение ее запасов во время остановок. В таких случаях приходится надеяться на близость родника, ручья, реки, озера или другого водоема. А что делать, если их не окажется на маршруте?

Как тогда утолить жажду. приготовить пищу, умыться, постирать одежду?
В такую ситуацию в 1906 г. попали участники экспедиции В.К. Арсеньева по Сихотэ-Алиню. Вот как он рассказал об этом s своей книге "В дебрях Уссурийского края".
"Опасение, что в сумерках мы не найдем воды, придало всем энергию. За горой была глубокая седловина и около не выемка, докрытая низкорослой древесной растительностью. Мы стали опускаться в эту ложбину. Чем скорее мы найдем воду, тем меньше завтра будем тратить усилий на обратное восхождение на хребет.

Поэтому, опускаясь вниз, все внимательно прислушивались. Вскоpe наша ложбина приняла вид оврага. На дне его густо росли трава и кустарники, любящие влагу. От седловины мы уже спустились метров на двести, а воды все еще не было видно. Вдруг ухо мое уловило глухой шум под землею.

Стрелки сбросили котомки и разбирать камни, но вода оказалась далеко. Тогда мы перешли ниже и принялись опять копаться в земле. На этот раз труды увенчались успехом: вода была найдена. Первым делом все бросились утолять жажду..."
Как видно из этого описания, путешественники искали воду не наугад, а руководствуясь определенными приметами. И главным указателем для них были "трава и кустарники, любящие влагу". Какие же растения помогают искать воду?
Люди давно заметили, что растения по-разному относятся к влагe. Для одних растений вода составляет среду обитания, другие не переносят избытка влаги. Некоторые и в засушливые районах Чувствуют себя превосходно.

Причем растения всегда остаются верными своим привычкам и, попадая в чуждую для них среду, плохо развиваются или даже гибнут.



Содержание раздела