d9e5a92d

Атма Шакти


Если мы перейдём к животному миру, то обнаружим, что животные имеют ещё более высокую форму энергии. Они обладают умом, который может отыскать в определённой степени взаимоотношения между причиной и следствием и который может иметь более острое чувство страдания и удовольствия. Животный ум проявляет также силу воли.

Это Маношакти. Он выше по виду, а не просто по степени, чем Прана Шакти растения.

По сравнению с Маношакти животного Прана Шакти растения – ничто.
3. Атма Шакти
Выше обычного животного стоит человек. Он не просто обладает разборчивостью, но и эстетическим, и этическим чувством.

Иными словами, он полностью пользуется интеллектуальными, эмоциональными и волевыми силами. Поэтому он стоит над животными.

О его Шакти можно говорить как о Джива Шакти, поскольку Джива, воплощённая в человеческом существе, заставляет полностью использовать Манас и Индрии.
Помимо обычной Джива Шакти, которой обладает каждое человеческое существо, есть специфическая Шакти, которую мы находим у святых, способных осуществлять полный контроль над своими умам. Великий Йог, являющийся знатоком в Читта Вритти Ниродхе, то есть в контроле над модификацией ума, обладает тем, что мы можем назвать Атма Шакти, поскольку когда он проясняет ум от волнений, он получает энергию Атмана, живущего в его теле.

Это высшая форма Шакти, к которой только может стремиться человек.
Когда совершенный человек оставляет своё тело, он освобождается, чтобы остаться в стороне от Параматмана или слиться с ним. Если он выбирает остаться отдельным, он будет предоставлен службе различных порядков существ во вселенной.

Делая так, он должен будет использовать Чит Шакти (которая является также Атма Шакти), таким образом помогая Богу в выполнении Его функций.
20.3. Мать поклонения
(д-р Т.М.П.Махадеван, М.А., Ф.Д.)
В Шветашватара Упанишаде есть важная строфа, как по форме, так и по содержанию: Ты есть женщина; Ты есть мужчина; Ты есть юноша и девушка; Ты являешься стариком, идущего неуверенной поступью с палочкой; Ты есть порождение, Своим лицом обращённым во все стороны. Бог появляется в мириадах форм.

Божественная Сила проявляет себя в грациозности женщины и в силе мужчины, в радости молодости и в мудрости старости.
Эта Божественная Шакти создаёт все вещи, поддерживает их и забирает в себя. И как Сила и Обладатель Силы есть непроявленное, Сам Бог часто задумывается (воспроизводится) как Она.
Материнство Бога есть очень древнее понятие. Среди останков древних цивилизаций обнаруживаются образы Матери Богини. В одном из гимнов Риг Веды Шакти описана как живущая на небесах и поддерживающая Землю. В другом примере богиня Адити (означающая необузданная) идентифицируется со всеми богами и всеми мужчинами, со всем, что было и со всем, что будет. В Тайттирия Упанишаде учитель, давая своё последнее напутствие ученику, говорит: Почитай свою мать как бога.

В Кенопанишаде рассказывается история Индры, короля Дэвов, который гордился силой и победой и не мог признать Бога, когда Тот появился перед ним. Индра получил мудрость от Матери. В той же небесной области Индра повстречал ярко сияющую женщину, Уму, дочь Химавана. Он спросил её: Что это за дух?

Она ответила: Это - Брахман. Имеется множество меньших Упанишад, говорящих о Шакти как о высшем Существе, как об абсолютном Брахмане, одном без второго.
1. Матрилатри
Система философии и свод оккультных приёмов были созданы в Индии вокруг Матрилатри или поклонения Матери. Шактизм был одной из потенциальных сил для духовного возрождения индийцев, хотя в продажные времена и практикуемый неподходящим образом, он привёл к определённым злоупотреблениям. Шакты воспринимали Веды как основные священные писания, а Шакта-Тантры – как тексты, разъясняющие значения для достижения цели, поставленной в Ведах.

Как утверждает Калика Агама, Тантра называется так потому, что она объясняет (Таноти) в мельчайших подробностях знание, имеющее отношение к Таттве (истине) и Мантре (мистическим слогам), и поскольку она спасает. (Транат). Тантра есть спасительное знание, судно, которое благополучно доставляет душу в порт свободы. Неправильно считать Тантры книгами по чёрной магии, магическим заклинаниям и таинственным формулам. Они являются открытыми священными писаниями, из который могут черпать вдохновение все люди независимо от касты, веры или цвета кожи.



Они являются изначальными Садхана Шастрами, учением о путях совершенства.
2. Адвайта Шактизм
Метафизическая позиция Адвайты или недуализм принимается Шактами как фундаментальная тема. Реальность одна, и она есть Сатчидананда, существование, сознательность и блаженство. Как указывает сэр Джон Вудрофф: Доктрина Шакти является специфическим изложением так называемого Монизма (Адвайта, буквально не два), и ритуал Шакты даже в тех осуждаемых формах, которые дают злоупотребления, в которых это священное писание известно, является его практическим приложением. Шакта разделяет точку зрения, что окончательная Реальность едина, что природа Чистого Сознания или Опыт 'per se' и что это есть основание проявления вселенной, которая проявляется среди Майи.

Хотя Адвайта Шанкары считает кажущееся как иллюзию, Адвайта Шакты рассматривает её как реальность. Майя в Шактизме является не неопределённым неведением, как какое-то иллюзорное проявление мира, а как реальная сила или Шакти, идентичная с окончательной Реальностью, вызывающей возникновение, поддержание и уничтожение вседенной. Чистое Сознание как неволнующийся субстрат (Ниргуна Брахман) есть Шива. Та же Реальность в Творческой Силе или 'elan vital' есть Шакти. Саммохана Тантра говорит: Без Пракрити или Шакти невозможно пересиливание мира.

Без Пуруши или Шивы нельзя достичь истинного знания. Следовательно, обоим следует поклоняться Махакали и Махакалу.

Абсолют есть слово, есть Шива-Шакти, Мужчина-Женщина или Бог-сила. Он развивается в мир конечного существования и прекращает быть тем, кем является, а именно чистым Сознанием, Существованием и Блаженством.

Индивидуальная душа или Пашу-Джива – не кто иной, как Шива. Хотя она чувствует отчуждающее ограничение или разделение (разлучение) от её места стоянки.

С помощью сублимации она распадается вместе со вселенной до единого Сознания, которое является совершенным Блаженством.
3. Триединство
Популярная религия идентифицирует Шакти с Махадэви (великой матерью), вечной Супругой Шивы и обожаемой Сестрой Нараяны. Но Шакты осознают, что Великая Мать превосходит божественное единство Брахмы, Вишну и Рудры.

Она есть Дурга или сила как Действие (Крия); Она есть Лакшми или Слиа как Воля (Иччха); Она есть Сарасвати или Сила как Знание (Джнана).
Первые три дня Наваратри Ей поклоняются как Дурге, вторые три дня – как Лакшми и последние три дня – как Сарасвати. А на десятый день Её почитают как Раджараджешвари, Королеву-Мать, превосходящую тройственные аспекты, которые составляют мир перемен.
4. Сотворение и разрушение
Уникальной особенностью Индуизма в общем и Шактизма в частности является тот факт, что силы разрушения не посылаются Сатаной, стоящим отчуждённым и противопаоложным Богу. Мать не только создаёт, но и разрушает.

Смерть теряет весь свой ужас, когда она рассматривается как главный вход в новую жизнь. Разрушение не является уничтожением, когда оно ведёт к новому способу существования. Так же, как сотворение является выражением божественной силы, так же разрушение является этим.

Отсюда Шакта рассматривает Мать и как Трипурасундари, прекрасную творящую, и как ужасную Кали, Богиню тьмы, которая пирует в танце смерти. Свами Вивекананда отразил дух Шакты в гимне Кали:
Приди, Мать, приди!
Для ужаса имя Твоё,
Смерть есть Твоё дыхание,
И каждый нетвёрдый шаг
Разрушает мир навсегда;
Время Твоё, всеразрушительница!
Приди, о Мать, приди!
5. Символ Брахмана
Часто критикуют, что Шактизм есть доктрина, учащая первенству Женского и подходящая только для суфражисток-монисток, что это просто феминизация ортодоксальной Веданты. То, что эта критика беспочвенна, станет очевидно после понятия вовлечённостей доктрины Шакти. Это не более неправильно – называть Бога Матерью, чем называть Его Отцом. С эмпирической точки зрения оба принципа статики и динамики, мужского и женского необходимы для объяснения сотворения мира.

Шакты делают упор на женском, поскольку мужская роль в порождении быстротечна и мгновенна, женская роль более терпеливая и сокровенная. Высшая Мать жертвует собою, чтобы стать миром.

С этой точки зрения концепция Матери более важна, чем Отца как Бога. Одновременно, Шакта хорошо знает, что с трансцендентальной точки зрения различие пола неприменимо к Абсолюту. Санскритское слово Матри (мать) и мужское, и женское. Махакаля-Самхита адресует Матери такой гимн: Ты - ни девочка, ни девушка, ни старуха. На самом деле, Ты ни женщина, ни мужчина, ни среднего рода.

Ты - не зачатая, неизмеримая Сила, Сущность всего существующего, пустота всего двойственного, Высший Брахман, достижимый только с помощью просвещения или мудрости.
Ом Шакти Майям Джагат
20.4. Система Шакта
(Шри Деван Бахадур К.С.Рамасвами Шастригал)



Содержание раздела