d9e5a92d

Седьмой метод Сутр Йоги


7) Теперь рассмотрим седьмой метод Сутр Йоги:
Или с помощью медитации на знании, полученном с помощью сновидения или сна. (I.38).
Но помните, что сновидения не всегда правдивы. Они также порой ужасают, и такие сновидения вызывают дальнейшие волнения. Во снах вы осуществляете свои подавленные желания.

Человек с очень взволнованным умом всегда видит страшные сны. Но часто бывает, что ложась спать с проблемой, которую вы не могли разрешить, вы просыпаетесь утром и находите решение этой сложной проблемы. Часто великие мыслители получали решение своих проблем либо в утренних сновидениях, либо сразу после пробуждения. Следовательно, может так случиться, что некоторые ваши сны могут помочь вам избавиться от волнений. Но помните, так бывает не всегда.

Благословенны те, кого благословляют в их сновидениях.
Состояние здорового сна само по себе является благословением. Капила – автор Сутр Санкхьи говорит, что человек приходит в тесный контакт с Высшим Я, Брахманом, находясь в состоянии глубокого сна (сушупти) или когда он находится в Самадхи, т.е. в состоянии йогического трансцендентального сверхсознания, либо когда он пребывает в несвязанном или освобожденном состоянии (мукти). Здоровый сон нужно заработать.

Такой сон без сновидений является утешением для человеческого ума.
Вновь необходимо предостеречь. Патанджали не обращается к поверьям, связанным со сновидениями. Сны являются нашими собственными отражениями, а не тех людей, живых или мёртвых, приходящих и пробуждающих или побуждающих вас в ваших снах. Вы - архитектор своих снов.

Сны целиком касаются вас.
8) Описав семь вышеизложенных методов концентрации или Дхараны, Патанджали остается великодушным и даёт дополнительное право выбора йогу, практикующему Дхарану. Медитируйте на всем, что заслуживает ваше внимание и приятно вам. Но концентрироваться, вы должны, как он говорит:
Или с помощью медитации на чём-либо, что вы желаете. (I.39).
Поглотитесь в решении геометрической проблемы, и вы обретёте покой ума. Практикуя концентрацию на мелодичной музыке, ваш ум освободится от волнений. Сочиняйте поэму или возьмите кисть и сядьте рисовать, ваш ум будет под контролем. Глубоко увлекитесь работой, и вы обнаружите, что все ваши беспокойства и тревоги ушли. Если вы ничего не можете делать, встаньте обнажённым перед зеркалом и погрузитесь в свое собственное изображение.

Практикуйте все эти вещи, и вы будете вознаграждены. Посвятите себя Богу; Он ниспошлёт на вас Свое благословение. Но вы должны медитировать и концентрироваться.
Когда вы овладеете своим умом, вы сможете делать всё, не будет предела вашим возможностям. Вы должны подняться до немыслимо высоких состояний (разумеется, йог не отвлекается материалистическими стремлениями). Сутра Йоги в этой связи говорит:
Таким образом, ум овладевает всем: от мельчайшего (атомарного) до величайшего (или безграничного). (I.40).
Когда мы говорим, что нет предела человеческому достижению, это не значит, что человек становится соперником Пракрити; она достаточно сильна для каждого из нас и для всех вместе взятых. Вы не можете также бросить вызов Богу. Но вы можете расположить к себе Пракрити с помощью любви и предусмотрительности. И вы можете подчинить себя Богу с помощью посвящения и преданности. Концентрация или Дхарана - это избавление от смятения, умственных волнений и умственных колебаний.

Йог не должен стремиться к сверхъестественным силам. Молодой Начикета в Катха Упанишаде хотел узнать тайну Смерти и путь избавления от её когтей; и он отправился к самой Смерти. Он выбрал Смерть в качестве своего учителя со следующими словами:
Даже боги сомневаются относительно этого.
И ты, о Смерть, говоришь, что это не легко понять.
И не следует достигать другого, предписывающего это, подобно тебе.
Вовсе не существует другого благодеяния, равного этому. (22).
Смерть попросила Начикета выбрать какое-нибудь другое благодеяние и не спрашивать относительно тайны Смерти. Смерть сказала:
Любые желания трудно достичь в смертном мире -
Ради всех желаний удовольствия обратись с просьбой.


Эти прекрасные девушки с колесницами, с лирами -
Такие (девушки), в самом деле, не достижимы для мужчин -
Эти даруются мною и ожидаются от меня!
О Начикета, спрашивай меня о том, что не относится к смерти! (25)
Начикета не клюнул на эти приманки:
Эфемерные вещи! То, что является смертельным, о, творительница Конца,
Даже силу всех энергий они сметают.
На самом деле, даже вся жизнь хрупка.
Ты будь связующим звеном! Ты будь танцем и песней!
Не богатство удовлетворяет человека.
Возьмём ли мы богатство, если мы видели тебя?
Разве мы живем так долго, как ты властвуешь?
(Катха I.22,25-27).
Йог – искатель бессмертия. Он должен быть непоколебимым и не впадать в заблуждение предложенным мимолётным. В подобном случае Майтреи, жена мудреца Яджнавалкьи ясно заявила, когда ей предложили её долю в конечном разделе имущества, пока Яджнавалкья принимал новый образ жизни паривраджака или нищего. Майтреи сказала так:
Если бы теперь, Господин, вся земля, наполненная богатством, была моя, разве была бы я бессмертной посредством этого?
Она знала, что бессмертия не достичь посредством богатства, поэтому она опять заявила:
Что я должна делать с тем, посредством чего я не могу быть бессмертной?   (Брихадараньяка IV.v.3-4).
Итак, нет ничего, что бы ум не мог объять. Овладейте своим умом, и вы овладеете всем. Йог не стремится к обычному достижению. Он стремится к контролю над умом, чтобы двигаться к внутренней сфере. Он не стремится к естественным и сверхъестественным силам.

Его цель - это достижение Самадхи. Это достижимо, когда вритти или волнения ума становятся неэффективными. Что бывает, когда вритти становятся неэффективными, говорится в следующей Сутре:
Когда в результате освещения деятельность ума контролируется, ум отражает природу как смотрящего (провидца), видящего, так и видения подобно тому, как чистый кристалл отражает цвет всего того, что кладут на него.  (I.41).
У нас имеется художник (грахитри), идея изображения в уме художника (грахана) и, наконец, картина (грахья). Художник, находящийся за работой в конечной стадии настолько увлечён, что все три части становятся единым: он, его идея и его искусство. Когда все трое становятся единым, вы должны сказать, что достигнута настоящая концентрация или Дхарана.



Содержание раздела