Йога Кундалини Упанишада представляет методы для контроля Праны. Ученик Йоги не имеет дело с Васанами. Он сосредотачивается на технике контроля Праны с помощью Митахары, Асаны и Шакти-Чаляны.
Эти три метода подробно изложены в 1-й главе. Легкая, питательная и приятная пища составляют предмет Митахары. Падмасана и Ваджрасана – две важнейших Асаны, используемые учеником Йоги.
Шакти-Чаляна поднимает Кундалини и направляет её к макушке головы.
Это выполняется сидя в Падмасане, когда Прана течёт внутрь через левую ноздрю на 4 пальца больше.
С помощью такого удлинения дыхания ученик Йоги должен манипулировать Сарасвати Нади и всеми силами тормошить Кундалини Шакти попеременно справа налево. Этот процесс может занять часа. Всё это кратко, но достаточно ясно описано в Йога Кундалини Упанишаде.
Самым важным результатом сотрясения Сарасвати Нади является то факт, что излечиваются различные заболевания живота и очищается весь организм. После практики Сахита Кумбхаки ученик Йоги посвящается в Кеваля Кумбхаку. Эти две Кумбхаки обеспечивают полное сдерживание Праны.
Сурьябхеда Кумбхака, Уджайи Кумбхака, Ситали и Бхастрика являются четырьмя составными частями Сахита Кумбхаки. Сурьябхеда Кумбхака ликвидирует глисты в кишечнике и четыре вида зла, вызванного Вайю. Уджайи очищает тело, устраняет болезни и усиливает огонь желудка.
Она также снимает жар в голове и устраняет слизь в горле. Ситали охлаждает тело, разрушает Гульму, диспепсию, плиху, туберкулёз, желчь, лихорадку, жажду и отравление. Эти формы Сахита Кумбхаки очищают и физиологически подготавливают весь организм к подъёму Кундалини Шакти и переживанию не двойственного Брахмана.
Помимо ряда здоровых физиологических перемен Бхастрика Кумбхака пронизывает три узла или Грантхи. Далее Йога Кундалини Упанишада переходит к описанию трёх Бандх, предназначенных для ученика Йоги. Процесс, с помощью которого тенденция Апаны (дыхания) направляется вверх, используя мышечный сфинктер ануса, называемый Мулябандха.
Благодаря этой Бандхе Апана направляется вверх и достигает сферы Агни или огня. Пламя Агни возрастает раздуваемое Ваю. В разогретом состоянии Агни и Апана соединяются с Праной. Это Агни – лютый. Из-за неистовости Агни в теле возрастает огонь, излучающийся жар которого пробуждает и поднимает Кундалини.
Поднимающаяся Кундалини издаёт шипящий звук, выпрямляется и входит в отверстие Брахманади. Йоги ежедневно практикуют эту Мулябандху.
В активизации Сарасвати Нади и Кундалини Шакти значительную роль играют также ещё 2 Бандхи: Уддияна Бандха и Джаляндхара Бандха.
После подробного изложения техники Бандх Йога Кундалини Упанишада излагает препятствия, с которыми может столкнуться ученик Йоги, и методы для их преодоления.
Существует 7 причин телесных заболеваний: 1) сон в дневное время; 2) поздний отход ко сну; 3) избыточная половая связь; 4) смешивание с толпой; 5) воздействие нездоровой пищи; 6) задержка в выведении мочи и кала; 7) утомительная умственная работа с Праной.
Ошибка, которую совершает ученик Йоги заключается в том, что когда его одолевают болезни, он приписывает их своей практике Йоги. Это первое препятствие в Йоге.
Ученик Йоги начинает сомневаться в эффективности йогической Садханы. Это второе препятствие. Несерьёзность или беспорядочность – третье препятствие. Равнодушие или лень – четвёртое препятствие.
Сон – пятое препятствие, а шестое – привязанность к чувственным объектам. Седьмое препятствие – ошибочное восприятие или заблуждение. Восьмое – связано с мирскими делами. Девятое – недостаток веры.
Десятое – недостаток сообразительности в понимании йогических истин.
Искренний ученик должен избегать всех этих препятствий с помощью тщательного изучения и глубокого размышления. Далее в Упанишаде описывается процесс и метод, с помощью которого поднимается Кундалини и приводится в Сахасрару, пронизывая по пути Грантхи.
Когда разбуженная Кундалини движется вверх, обильно течёт поток нектара. Йог наслаждается им, что помогает ему оставаться в стороне от всех чувственных удовольствий. Йог удерживается на Внутренней Реальности, Атмане.
Он наслаждается высшим состоянием духовного переживания. Он обретает покой и предан лишь Атману.
С помощью всего процесса Садханы Кундалини Йоги йог достигает тонкого состояния духовного Сознания. Йог, достигший Самадхи, всё переживает, как Сознание. Йог осознаёт единство макро- и микрокосма. Благодаря тому, что Кундалини Шакти достигла Сахасрара Камали или тысяче лепесткового лотоса и соединилась с Шивой, йог наслаждается высшей Авастхой.
Это состояние предельного блаженства.
Чакры являются центрами Шакти, жизненной силы. Это центры Прана Шакти, проявленной в живом теле, как Пранаваю.
Те ученики, которые стремятся поднять Кундалини Шакти, чтобы наслаждаться Блаженством Союза Шивы и Шакти, пробудить Кундалини и обрести сопровождающие этот процесс Силы или Сиддхи, должны практиковать Кундалини Йогу. Для них Йога Кундалини Упанишада имеет огромное значение. Она обеспечивает их ясными сведениями о методах и процессах Кундалини Йоги, среди которых Кхечари Мудра занимает выдающееся место.
Кундалини йог стремится обрести Бхукти и Мукти. Он достигает освобождения в мире и с помощью мира. Джнана Йога – путь аскетизма и освобождения.
Хатха Йога заботится о теле, которое должно быть крепким, как сталь, здоровым, свободным от страдания и, следовательно, долго живущим. Овладев телом, йог становится Хозяином жизни и смерти. Его сияющая форма наслаждается молодой жизнеспособностью. Он живёт столько, сколько пожелает и наслаждается в мире форм. Его смерть наступает по собственному желанию (Иччха-Мритью).
Йог должен искать руководство опытного и искусного Гуру.
Змеиная Сила – это статическая сила поддержки или Адхара всего тела и всех его движущихся пранических сил. Полярность, как она существует в теле и в качестве тела, разрушается Йогой, которая нарушает равновесие телесного сознания, являющегося результатом поддержания этих двух полюсов.
В человеческом теле полюс потенциальной Энергии, который является Змеиной Силой побуждается к действию. Шакти движется вверх, чтобы соединиться с Шивой, неподвижной Сознательностью в Сахасраре.
С помощью Пранаямы и других йогических процессов производится воздействие на статическую Шакти, которая становится динамической. Став полностью динамической, когда Кундалини соединяется с Шивой в Сахасраре поляризация тела утрачивается. Два полюса соединяются в один и наступает состояние сознания, называемое «Самадхи».
Поляризация имеет место в Сознании. Тело в действительности продолжает существовать как объект, наблюдаемый другими.
Когда Кундалини поднимается, тело йога поддерживается нектаром, стекающим из Сахасрары, где имеет место союз Шивы и Шакти. Слава Матери Кундалини, которая благодаря Своей Безграничной Милости и Силе любезно ведёт Садхака от Чакры к Чакре, просвещает его и помогает ему реализовать единство с Высшим Брахманом! Йога Кундалини Упанишада придаёт большое значение поиску и обнаружению подлинного Гуру.
Она настаивает на почитании просвещённого Гуру, как Бога. Гуру – тот, кто обладает полной просвещённостью относительно Души. Он устраняет зло невежества у заблуждающихся индивидуумов.
Число реализованных Гуру в эту Кали Югу может быть меньше, чем в Сатья Югу, но они всегда присутствуют, чтобы помочь ученика. Они всегда ищут подходящих Адхикари.
Йога Кундалини Упанишада даёт перечень препятствий для практики Йоги. Некоторые люди прибегают к практике Йоги, а позже, когда сталкиваются с определёнными препятствиями на пути, не знают, как избавиться от них и продолжить путь. На духовном пути множество препятствий, опасностей, ловушек и подводных камней. Садхаки могут совершить множество ошибок на этом пути.
Гуру уже прошёл этот путь и достиг цели. Поэтому необходимо его руководство.
Ещё одна важная вещь, которую вы встретите во многих местах в Йога Кундалини Упанишаде, - это Сушумна Нади. Вы должны получить полное знание об этой Нади.
Теперь несколько слов о Кундалини, подъём которой является непосредственной целью Кундалини Йоги. Кундалини, змеиная сила или мистический огонь, является изначальной энергией или Шакти, которая находится в дремлющем или спящем состоянии в Мулядхара Чакре тела. Она называется змеевидной или свёрнутой в кольцо благодаря своей извилистой форме.
Это огненно-красная оккультная изначальная сила, лежащая в остове всей органической и неорганической материи.
Читта и контроль Праны
1. Читта является Подсознательным умом. Это умственная материя. Это хранилище памяти. Здесь помещаются Самскары или впечатления от действий.
Это одна из четырёх частей Антахкараны или внутренних инструментов: ума, интеллекта, Читты и Аханкары или эго.