Теперь медленно выдыхайте. Во время выдоха ощущайте, как Кундалини Шакти постепенно от Сахасрары спускается вниз от Чакры к Чакре до Мулядхара Чакры.
Теперь начните процесс снова.
Невозможно выразить словами славу этой замечательной Пранаямы. Это - волшебная палочка для очень быстрого достижения совершенства. Даже всего несколько дней тренировки убедят вас в ее замечательном величии.
Начните прямо сегодня, сейчас.
Да благословит вас Господь радостью, блаженством и бессмертием!
Кундалини
Слово «Кундалини» знакомо всем ученикам Йоги. Под ним подразумевается сила в форме свернувшейся змеи, находящаяся в Мулядхара Чакре – первой из семи Чакр. Остальными шестью Чакрами являются Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддха, Аджна и Сахасрара.
Все Садханы в форме Джапы, медитации, Киртана и молитвы, а также все виды развития добродетелей и соблюдения аскетических практик, таких как правдивость, не причинение вреда и сдержанность считаются лучшими для пробуждения этой змеиной силы и способствуют её прохождению через все последующие Чакры: от Свадхистханы до Сахасрары. Последняя называется тысячелепестковым лотосом, местом пребывания Садашивы или Парабрахмана, или Абсолюта, отделённого от Кундалини или Шакти, расположенной в Мулядхаре. Для соединения с Садашивой Кундалини проходит через все Чакры, как было изложено выше, и дарует освобождение ученику, усердно практикующему Йогу или технику соединения Кундалини с её Богом.
У мирян, склонных поиску чувственных удовольствий и сексуальных наслаждений сила Кундалини находится в спящем состоянии из-за отсутствия каких-либо стимулов в форме духовных практик. Лишь энергия, генерируемая духовными практиками, может пробудить змеиную силу. Никакая другая энергия, полученная от обладания мирскими богатствами не способна этого сделать. Ученик достигнет цели, если будет серьёзно заниматься всеми дисциплинами, предписанными Шастрами, и руководствуется указаниями Гуру или духовного учителя, который уже пробудил свою Кундалини, провёл её до обители Садашивы.
Перед умственным взором ученика возникнут сверхчувственные образы, великолепные новые миры с неописуемыми чудесами. Когда Кундалини проходит Чакру за Чакрой, йог обретает божественное знание, силы, блаженство, расцветающие во всём своём великолепии и раскрывает божественные тайны и явления, скрытые от мирян, которые даже отказываются признавать их существование.
Когда Кундалини преодолевает одну Чакру или йогический центр, йог также совершает шаг вверх по Йогической лестнице, открывая для себя следующую, новую страницу божественной книги. Чем выше Кундалини продвигается вверх, тем ближе становится йог к своей цели или духовному совершенству по отношению к ней. Когда Кундалини достигает шестого центра или Аджна Чакры, йог получает видение Личного Бога или Сагуна Брахмана.
А когда змеиная сила достигает последнего, самого верхнего центра, Сахасрара Чакры или Тысячелепесткового лотоса, индивидуальность йога растворяется в океане Сат-Чит-Ананды или в Абсолютном Существовании-Знании-Блаженстве и становится единым с Богом или Высшим Духом. Он больше не является обычным человеком и даже простым йогом. Он становится полностью просвещённым мудрецом, достигшим вечное и безграничное божественное царство, героем, выигрывавшим битву с иллюзией, Муктой или освобождённым, который пересёк океан невежества или переселенческое существование, и сверхчеловеком, обладающим авторитетом и способностью спасать другие борющиеся души этого относительного мира. Священные писания поют гимны в его честь, необыкновенно прославляя этот путь и его достижение.
Небесные существа, включая троицу: Брахму, Вишну и Шиву, завидуют ему.
Кундалини и тантрическая садхана
Кундалини Йога фактически принадлежит к тантрической Садхане, которая дает детальное описание этой змеиной силы и Чакр, как упомянуто выше. Божественная Мать - активный аспект Абсолютного Существования–Знания–Блаженства пребывает в теле мужчин и женщин в форме Кундалини и вся тантрическая Садхана предназначена для Её пробуждения и соединения с Господом Садашивой в Сахасраре, как подробно было описано в начале. Для этого в тантрической Садхане используются такие методы, как Джапа имени Матери, молитва и различные ритуалы.
Бандхи и Мудры помогают контролировать Прану, регулировать её движения и даже запирать, запечатывать её, не позволяя ей двигаться. С помощью Крий очищаются внутренние органы физического тела, а с помощью Пранаямы сам ум помещается под контроль йога. Кундалини побуждается к подъёму к Сахасраре с помощью комбинации этих методов.
Кундалини и Раджа Йога
В Раджа Йоге ничего не говорится о Кундалини, но предлагается ещё более утончённый и высокий философский и рациональный путь, требующий от ученика контроля ума, отвлечения чувств и погружения в медитацию. В отличие от механической и мистической Хатха Йоги, Раджа Йога обучает семиступенчатой методике, обращаясь к сердцу и интеллекту учеников. Она проповедует моральное и этическое развитие с помощью Ямы и Ниямы, помогает интеллектуальному и культурному развитию с помощью Свадхяи или изучения Священного писания, удовлетворения эмоционального и религиозного аспекта человеческой природы, предписывая самоподчинение воле Творца.
Здесь есть элемент мистики, включая также Пранаяму, как одну из восьми ступеней. В конце концов, она подготавливает ученика к непрерывной медитации на Абсолюте Безусловном, проходя предпоследнюю ступень - концентрацию. Ни в философии, ни в предписанных методах Раджа Йоги нет упоминаний относительно Кундалини, но человеческий ум и Читта становятся её мишенью для уничтожения, поскольку лишь благодаря ему индивидуальная душа забывает свою истинную природу и приводит к рождению, страданиям феноменального существования и смерти.
Кундалини и Веданта
Что касается Веданты, в ней нет вопросов относительно Кундалини или каких-либо мистических и механических методов. Она представляет собой обсуждение вопросов и философские размышления. Согласно Веданте, следует уничтожить лишь одну вещь – невежество относительно собственной истинной природы, и это невежество не может быть уничтожено ни изучением, ни Пранаямой, ни работой, ни каким-то физическими скручиваниями и мучениями, а лишь с помощью познания своей истинной природы, являющейся Сат-Чит-Анандой или Существованием-Знанием-Блаженством.
Человек божественен, свободен и всегда един с Высшим Духом, который он забыл и отождествляет себя с материей, которая является иллюзорным проявлением, покрывающим дух. Освобождение является свободой от невежества, и ученику советуют постоянно отделять себя от всех ограничений, и идентифицировать себя со всепроникающим, недвойственным, блаженным, умиротворённым, однородным духом или Брахманом. Когда медитация становится глубокой, погружаясь в океан Существования, индивидуальность полностью растворяется или утрачивается.
Также, как капля воды, которая упавшая на раскалённую сковороду немедленно испаряется и исчезает из восприятия, подобным же образом индивидуальное сознание исчезает в Универсальном Сознании, будучи поглощённым в нём.
Согласно Веданте, истинное освобождение не может иметь место в состоянии множественности. Поэтому состояние полного Единства является единственной целью во всём творении, к которому нужно стремиться и медленно переходить.
Введение
Сущность Кундалини Йоги
Слово Йога происходит от корня Йюдж, который означает соединяться. В духовном смысле – это процесс, при помощи которого человеческий дух входит в тесную и сознательную связь или сливается с Божественным Духом, освобождаясь от (Двайта, Вишиштадвайта) двойственности или становясь единым (Адвайта) с Божественным Духом. Веданта подтверждает последнее заявление, что Йога – это процесс тождества двух (Дживатмана и Параматмана).
Это тождество, всегда фактически существующее, реализуется йогом или практикующим Йогу. Это реализуется прорывом Духа через покров Майи, которая затмевает это знание о материи и уме. Средство, которым это достигается, – это процесс Йоги, освобождающий от Майи. Как говорит Гхеранда Самхита:
Нет оков крепче Майи, и нет силы больше Йоги, которая может разбить эти оковы.
С точки зрения Адвайты или Монизма, в смысле окончательного союза, Йога неприменима для союза, подразумевающего дуализм Божественного и человеческого духа. В этом случае она означает скорее процесс, чем результат. Когда оба считаются различными, Йога может применяться к обоим. Человек, практикующий Йогу, называется йогом. Не все компетентны в попытке применять Йогу; это доступно лишь немногим.
Человек должен в этой или других жизнях пройти через Карму или самоотверженную службу и ритуальные обязанности, не стремясь к действиям и их плодам; должен выполнять Упасану и преданное поклонение без вознаграждения за это, то есть с чистым сознанием (Читташуддхи). Это означает не простое освобождение ума от половой нечистоплотности. Приобретение этого и других качеств является азами Садханы. В этом смысле человек может иметь чистый ум, но, тем не менее, быть совершенно неспособным к Йоге.
Читташуддхи заключается не просто в моральной чистоте во всех её формах, но и в знании, отделении, в способности чистого интеллектуального функционирования, внимании, медитации и т.д. Когда с помощью Карма Йоги и Упасаны ум приходит к этой точке, и когда в смысле Джнана Йоги имеется бесстрастие и отделение от мира и его желаний, тогда для реализации открывается окончательная Истина на пути Йоги. Лишь немногие люди подходят для высшей формы Йоги.
Остальные должны искать продвижения по пути Карма Йоги и преданности.