В то же время начните двигать свое внимание по каналу аварохан в направлений следующих центров: бинду, аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана, мулядхара. Осознайте прохождение каждого центра ( № 12д). Но не называйте его ментально. Выдох должен закончиться в мулядхаре. Задержите дыхание.
Медленно наклоните голову вперед. Это и есть окончание первого цикла. Сразу же переходите ко второму циклу. Вдохните и позвольте своему сознанию двигаться по центрам фронтального канала арохан.
Таким образом, проделайте пять полных циклов.
ДЫХАНИЕ В течение всей практики придерживайтесь дыхания удджайи. Задержите дыхание, когда повторяете мантру «мулядхара». Вдыхайте по фронтальному каналу арохан. Задержите дыхание, когда визуализируете трезубец и повторяете мантру «бинду бхедан».
Выдыхайте, опускаясь по каналу аварохан.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Фиксируйте сознание на дыхании, чакрах, полях чакр, закрытии девяти ворот, трезубце и мантрах «мулядхара» и «бинду бхедан».
КОЛИЧЕСТВО ЦИКЛОВ
Очень важно помнить о необходимости быть полностью расслабленным.
2. Может быть и такое, что сначала вы сможете проделать только один полный круг вдоха и выдоха и вслед за этим почувствуете дискомфорт. В этом случае мы рекомендуем вам совершить одно дыхательное движение (то есть вдох и выдох) «впустую», но только тогда, когда ваше сознание достигнет мулядхары. С течением времени, когда у вас выработается привычка, а протяженность вдоха, задержки и выдоха увеличится, дополнительный вдох и выдох больше не понадобятся.
3. Может случиться и такое, что после задержки дыхания и визуализации трезубца вы ощутите дискомфорт или сложности с выдохом. Легкие покажутся как бы закрытыми. В этом случае мы рекомендуем вам сделать еще один маленький, короткий вдох, а потом проделать полный выдох.
4. Исключительно важно, чтобы ваша спина была полностью выпрямлена во время всего исполнения данной крии. Если спина не прямая, то ощущения пронзания бинду не возникает.
5. Особенно важно правильное исполнение ваджроли мудры. Это позволит увеличить результативность данной практики. Когда ваджроли мудра исполнена правильно, сокращение ваджра нади может быть достигнуто без сжатия анального сфинктера.
Полученное ощущение будет подобно электрическому току, бегущему по всей длине ваджра нади в направлении головного мозга.
6. Постарайтесь прочувствовать свое сознание в момент пронзания бинду. Ощущение должно быть подобно электрическому удару.
ШАКТИ ЧАЛИНИ (крия № 11) На санскрите слово «шакти» означает «энергию, прану или кундалини»; а слово «чалини» означает «движение или проведение». А посему, данная крия может быть переведена как «движение праны» или «пробуждение кундалини». Это одиннадцатая крия, вторая из группы практик, которые ориентированы на дхарану (концентрацию).
Она должна исполняться сразу после Наумукхи.
УПОМИНАНИЯ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ Шакти Чалини широко известна в ведических текстах. Она описывается в Йога Чудамани Упанишаде (стихи 107— 108), в Гхеранда Самхите (стих 3:44—50) и в Хатха Йога Прадипике (стих 3:104—120). Описания, однако, рознятся, и Шакти Чалини исполняется по-разному в различных системах. И ни одна из этих техник не похожа на ту, которую выполняют в крия йоге. Если вы интересуетесь этим вопросом, мы полагаем, что вы можете проверить это самостоятельно.
Однако мы считаем необходимым дать несколько выдержек из Хатха Йога Прадипики: «Кундалини свернута кольцами и по форме напоминает змею. Когда Шакти движется, тогда имеет место реализация. В этом нет сомнения» (стих 3:108).
Выполните кхетчари мудру. Глубоко выдохните. Наклоните голову вперед. Зафиксируйте сознание на мулядхара чакре.
Отсюда начинается первый цикл обращения энергии.
Ментально произнесите мантру: «мулядхара, мулядхара, мулядхара». Когда вы начнете вдыхать с помощью удджайи пранаямы, позвольте вашему сознанию, подниматься по фронтальному каналу арохан. Осознанно проходите следующие центры один за другим: свадхистхана, манипура, анахата, вишудхи. Должен быть только мягкий ток сознания ( № 13). Никакого ментального произнесения чакр.
Поднимайте голову, когда сознание начнет двигаться от вишудхи к бинду ( № 13а). Вдох должен быть закончен по достижении бинду. Задержите дыхание.
Исполните йони мудру, закрыв глаза, уши, нос и губы пальцами ( № 136).
А теперь пусть ваше сознание движется по непрерывному замкнутому кругу, образуемому каналами арохан и аварохан. Параллельно постарайтесь визуализировать тонкую зеленую змейку, которая образует, заглотив свой хвост, петлю. Продолжайте задерживать дыхание. Змея должна продолжать двигаться вниз от бинду к мулядхаре по каналу аварохан, затем вверх от мулядхары к бинду по каналу арохан. Движение змеи должно быть интегрировано с движением вашего сознания.
Змея должна образовывать замкнутую петлю ( № 136).
При визуализации змея обязательно должна заглатывать собственный хвост. Позвольте этой змее совершать движения по непрерывному кругу. Если она будет двигаться несколько
Не обращайте внимания. Позвольте ей двигаться так, как ей заблагорассудится. Главное — оставаться сознательным.
Выдохните с помощью удджайи и затем пройдитесь сознанием по каждому центру канала аварохан в следующем порядке: аджна, вишудхи, анахата, манипура, свадхистхана, мулядхара ( 13в). Обращаем особое внимание: должно быть только прохождение сознания, никакого ментального повторения. Выдох должен быть закончен, когда сознание достигнет мулядхары. Спокойно опустите голову в нормальное естественное положение. Это окончание первого круга.
Затем сразу же перейдите к исполнению второго круга. Ментально повторите мантру «мулядхара» три раза, а затем с помощью удджайи пранаямы начинайте поднимать сознание по центрам канала Арохан. Проделайте пять полных циклов. Поддерживайте правильное дыхание с помощью удджайи пранаямы в течение всей практики.
Задерживайте дыхание, когда повторяете мантру «мулядхара», вдыхайте по восходящему каналу арохан, задерживайте дыхание, когда визуализируете движение внутренней змеи, выдыхайте, когда опускаетесь по каналу аварохан.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ