d9e5a92d

Знание прошлого и будущего


Далее начинается рассмотрение области санъямы, то есть высшей психотехнической практики йогина, который обрел все средства для достижения желаемой цели.
16. Благодаря санъяме на трех изменениях возникает знание прошлого и будущего.
Вследствие санъямы относительно изменений качественной определенности, отличительных признаков и состояний, или условий, существования у йогинов возникает знание прошлого и будущего 1.
Концентрация сознания, созерцание и сосредоточениM - эта триада психотехнической практики получает совокупное название "санъяма". Благодаря такой санъяме тройственное изменение, которое испытывается непосредственно в личном опыте, порождает у них знание прошлого и будущего.
17. Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения происходит их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия возникает знание звуков, издаваемых всеми живыми существами.
Итак, функция органа речи - только произнесение звуков, а объектом органа слуха выступает лишь такое движение воздуха, которое трансформировалось в артикулируемые звуки. Что касается слова, то оно воспринимается разумом как нераздельность звучания 1.
Звуки фонемы по своей природе не могут быть взаимной поддержкой друг другу, поскольку они не обладают свойством возникать одновременно. Они, следовательно, возникают и исчезают, не вступая в контакт друг с другом для производства слова и передачи его значения. Поэтому каждый из них по отдельности называется "лишенным внутренней формы слова". Вместе с тем каждый звук обладает сущностью слова и аккумулирует в себе способность всех обозначений, он как бы обретает всеобщность слово форм благодаря взаимосвязи с другими звуками, "сотрудничающими" с ним.

Предшествующий звук определяется последующим, а последующий - предшествующим в их специфическом расположении. Таким образом некоторое множество звуков, следующих друг за другом в определенном порядке, оказывается отнесенным благодаря условному соглашению к такому-то объекту. И хотя они заключают в себе способность выражения всего, будучи произнесенными в следующем сочетании - "г", "ау" и "х", обозначают только один объект, имеющий подгрудок и т.п., то есть корову.
Такая целостная последовательность артикулируемых звуков, отнесенная в результате условного соглашения к данным объектам
и передающая содержание единичного ментального акта, есть слово, то есть обозначающее как знак обозначаемого объекта. Это единичное слово представляет сферу единичного ментального акта и производится единичным усилием органов артикуляции. Оно не имеет частей или внутренней последовательности и не состоит из физических звуков.

Оно ментально и вводится в действие благодаря восприятию последнего звука. Если у человека возникает желание сообщить нечто другим, то он может выразить это посредством только артикулируемых звуков, воспринимаемых слушателями. Использование языка, не имеющего начала во времени, насыщает рассудок обычных людей следами бессознательных впечатлений, благодаря которым и возможно правильное понимание языка.

При этом слово рассматривается как обладающее высшей реальностью.
Его эмпирическая делимость на звуки связана с условным соглашением: такое-то множество звуков, оканчивающееся на такой-то звук, обозначает такой-то объект 2. Однако условное соглашение - по сути, припоминание прежнего словоупотребления, основанное на ложном отождествлении слова и референта: "Слово есть то же, что и этот объект"; "Этот объект есть то же, что и это слово" 3. Таким образом, условное соглашение сводится по своей форме к взаимоналожению, вследствие которого слова, объекты и понятия смешиваются между собой: "корова" - слово, "корова" - объект и "корова" - понятие. Кто знает, что эти три аспекта совершенно различны, тот поистине наделен всеведением.
Далее, во всех словах заключена способность представлять законченное предложение. Так, когда мы говорим "дерево", то подразумевается, что оно существует, поскольку обозначаемый словом объект не может быть лишен существования. Точно так же не может быть действия, обозначаемого глаголом, без средства его осуществления.



Когда мы говорим "варит", имплицитно вводятся все актанты, с необходимостью проясняющие смысл высказывания: агент - человек по имени Чайтра, объект - рисовая каша, средство - огонь.
Можно также видеть, что строение слова способно передавать смысл предложения: "шротрия" - тот, кто знает ведийские тексты наизусть; "живет" - сохраняет жизненное дыхание. Вместе с тем значение слов проявляется в предложении; поэтому, чтобы определить, выражает ли слово действие или отношение между именем и глаголом, оно должно быть выделено из предложения и проанализировано грамматически. В противном случае такие слова, как "бхавати", "ашвах", "аджапая" 4 и другие, останутся непонятными, ибо по внешней форме они совпадают и с именем, и с глаголом, и торой связана аффективная окрашенность. Если познавательный акт другого индивида имеет соответствующую опору, то эта опора не может быть объектом сознания йогина.

Таким объектом выступает только содержание сознания другого индивида.
27. Благодаря санъяме на внешней форме тела при устранении ее способности быть воспринимаемой в результате прекращения контакта между органом зрения и светом возникает невидимость.
Благодаря санъяме на внешней форме тела йогин устраняет способность формы быть объектом восприятия. При наличии препятствия для способности быть воспринимаемым, когда отсутствует связь между органом зрения и светом, йогин становится невидимым.
Исчезновение звука и прочего следует понимать по аналогии с тем, что было сказано о невидимости.
22. Карма может иметь непосредственный результат и результат, отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на основании дурных предзнаменований возникает знание о предстоящей кончине.
Карма, созревающая на протяжении данной жизни 1, бывает двух видов: дающая непосредственный результат и приносящая результат, отстоящий во времени. Как мокрая одежда, будучи разостланой для просушки, высыхает за короткое время, так и карма, дающая непосредственный результат; как та же самая одежда, свернутая комом, сохнет долгое время, так и карма, приносящая результат, отстоящий во времени. Или еще одна аналогия: как огонь, упавший в сухую траву и раздуваемый ветром, сжигает все очень быстро, так и непосредственный результат кармы ; и как тот же самый огонь, последовательно подносимый к пучкам травы, сжигает их очень долго, так и отстоящий во времени результат кармы.
Итак, карма, ограниченная одной жизнью и определяющая ее протяженность, бывает двух видов: дающая непосредственный результат и приносящая результат, отодвинутый во времени. Благодаря санъяме на ней у йогина возникает знание о предстоящем окончании жизни.
Или, как сказано в сутре, "на основании дурных предзнаменований". Дурные предзнаменования - трех видов: касающиеся самого индивида, касающиеся других живых существ и относящиеся к божественным существам. Из них касающиеся самого индивида - те, когда с закрытыми ушами он не слышит звуков в собственном теле или когда с закрытыми глазами он не видит внутреннего света.

Предзнаменования, касающиеся других живых существ, - те, когда он видит посланцев Ямы или когда он неожиданно видит наяву давно умерших предков. Предзнаменования, относящиеся к божественным существам 2, - когда он неожиданно видит небесный рай или сиддхов или когда он видит все в перевернутом виде 3. Из этого он также узнает о близкой кончине.
23. Благодаря санъяме на дружелюбии и других чувствах возникают силы дружелюбия и прочих чувств.
Дружелюбие, сострадание и радость - три благих чувства. Так, воспитывая в себе дружелюбие по отношению к живым существам, пребывающим в счастливом состоянии, йогин обретает силу дружелюбия; культивируя сострадание к существам, подверженным страданию, он обретает силу сострадания; культивируя радость по отношению к существам, склонным к добродетели, он обретает силу радости.
Сосредоточение, которое возникает при культивировании этих чувств, есть санъяма. Из нее и рождаются силы, то есть не встречающие препятствий энергии.
Однако беспристрастность по отношению к тем, кто склонен к греху, не является чувством, которое следует культивировать йогину, и потому сосредоточения на нем не бывает. Следовательно, из беспристрастности никакой силы не возникает, ибо санъяма на ней отсутствует.
24. Благодаря санъяме на силах возникает сила слона и прочие силы.
Благодаря санъяме на силе слона у йогина возникает сила слона; благодаря санъяме на силе царя Гарудов Вайнатеи возникает сила Вайнатеи; благодаря санъяме на силе ветра возникает сила ветра и так далее.



Содержание раздела