d9e5a92d

Санъяма на сердце


34. При санъяме на сердце достигается постижение сознания.
В сердце, этой крепости Брахмы", находится маленький лотос - место, где локализуется способность сознавания. Вследствие санъямы на лотосе сердца достигается постижение сознания.
35. Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором отсутствует различение саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся друг с другом, поскольку саттва определяется свойством быть объектом для другого. Благодаря санъяме на том, что существует для собственной цели, возникает знание Пуруши.
Тяготеющая к ясности саттва разума (буддхи), преодолев раджас и тамас, равным образом связанные с нею, трансформируется в осознание качественного различия между саттвой и Пурушей. Что касается Пуруши, представляющего по своей природе иное, чистое "только-сознавание", то он в высшей степени отличен от саттвы, находящейся в процессе непрерывной трансформации 1.
Опыт (букв. "наслаждение". - Пер.) есть содержание сознания, в котором отсутствует различие между двумя этими абсолютно несмешивающимися сущностями ввиду свойства объектов "быть видимыми" Пурушей. Точно так же и это содержание сознания, присутствующее в опыте 2, есть то, что "должно быть увидено", поскольку саттва обладает свойством быть объектом для другого. Однако то, что отлично от этой саттвы и представляет внешнюю форму самого чистого сознания, есть иное содержание сознания, относящееся к Пуруше.

Благодаря санъяме на таком содержании сознания и возникает мудрость, имеющая своим объектом Пурушу.
Пуруша не может быть увиден с помощью представления о Пуруше 3, которое по своей природе есть саттва разума (буддхи). Пуруша сам видит это состояние сознания как опирающееся на собственную сущность. Так, по этому поводу было сказано: "Кем, ответь, может быть познан Познающий?" 4.
36. Из него возникают интуитивное провидение и паранормальные способности слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния.
Благодаря интуитивному провидению 1 возникает постижение тонкого, скрытого, удаленного, прошлого и будущего. Благодаря совершенной способности слуха становится возможным слышание божественных звуков; благодаря способности ощущения - обретение божественного осязания; благодаря способности зрения - восприятие божественного цвета и формы; благодаря способности вкуса - восприятие божественного вкуса; благодаря способности обоняния - ощущение божественного аромата 2. Эти способности возникают постоянно.
37. Они являются препятствиями при йогическом сосредоточении и магическими "совершенствами" при пробужденном состоянии сознания.
Эти способности - интуитивное провидение и прочие, - появляющиеся у йогина, сознание которого сконцентрировано, служат препятствиями, поскольку они противодействуют видению, обретаемому в таком состоянии сознания.
Когда же эти способности проявляются у индивида, сознание которого в пробужденном, то есть активном, состоянии, они представляют собой магические "совершенства".
38. Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа действия сознания становится возможным его вхождение в другое тело.
Прикованность изменчивого, нестабильного ума (манаса) к соответствующему физическому телу вследствие проявления скрытых следов кармы означает его стабилизацию, - таков смысл определения. Благодаря сосредоточению происходит ослабление этой кармы как причины "прикованности", а постижение образа деятельности сознания также достигается только благодаря сосредоточению. Вследствие ослабления оков кармы и постижения образа действия своего сознания йогин, "изымая" сознание из собственного тела, "помещает" его в другие тела, а за "перемещенным" сознанием следуют и органы чувств.

Подобно тому, как пчелы летят следом за пчелиной маткой и садятся, когда она садится, так и органы чувств следуют за сознанием, когда оно входит в другое тело.
39. Вследствие подчинения уданы преодолеваются такие препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также появляется способность восхождения на небо после смерти.
Совокупное функционирование всех органов чувств, которое определяется праной и другими факторами, есть жизнедеятельность как таковая. Она - пяти видов. Прана, движение которой осуществляется через рот и нос, действует вплоть до сердца. Самана же, из-за равномерного распространения, действует вплоть до пупка.



Апана, поскольку она направляет жизненные силы вниз, действует вплоть до ступней. Удана, идущая вверх, действует вплоть до головы. Что касается вьяны, то она пронизывает все тело.

Из этих пяти жизненных сил главная - прана.
Благодаря подчинению себе уданы йогин становится способным преодолевать такие препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также обретает способность восхождения в момент сознательной смерти. Все это достигается вследствие контроля уданы.
40. Вследствие подчинения саманы возникает яркое свечение.
Йогин, контролирующий саману, раздувая 1 внутренний огонь, обретает яркое свечение.
41. Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей возникает божественное слышание.
Акаша выступает физической основой всех органов слуха и всех звуков. Сказано в этой связи: "У всех, чья способность слышать относится к одному и тому же виду пространства, проявляется свойство слуха, присущее данному пространству".
Далее, отличительным признаком этой акаши 1 является абсолютная проницаемость. Таким образом, поскольку все нематериальное не оказывает физического противодействия, постольку свойство быть всепронизывающим признается также и за акашей.
Наличие способности слышать может быть логически выведено на основании восприятия звука. Так, если имеются два индивид: глухой и неглухой, то один воспринимает звуки, а другой не воспринимает. Следовательно, именно способность слышать, то есть слух, и имеет своим объектом звук.
У йогина, который практикует санъяму на связи между слухом и акашей, возникает способность божественного слышания.
42. Благодаря санъяме на связи между телом и акашей или вследствие сосредоточения сознания на легкости, как у ваты, возникает способность передвижения в акаше.
Везде, где имеется физическое тело, есть и акаша, поскольку она "предоставляет" вместилище для тела 1. Связь с акашей и есть обретение такого вместилища.
Практикуя санъяму на этой связи, йогин подчиняет себе связь с акашей. А достигнув сосредоточения сознания на легчайших объектах, таких, как вата 2 и тому подобное, вплоть до атомов, йогин, подчинивший себе связь с акашей, сам становится невесомым. Благодаря такой легкости он может шагать по воде, а уже после этого может шагать даже по паутине 3, а затем и по солнечному лучу.

И наконец, у него появляется способность передвигаться по собственной воле и в акаше.
43. Реальная деятельность сознания вне тела называется Великой бестелесной; благодаря ей устраняется препятствие для света.
Концентрация сознания, при которой манас функционирует вне тела, называется бестелесной. Если она является лишь направленной вовне деятельностью манаса, пребывающего внутри тела, то она получает название проективной (воображаемой) 1. Когда же она представляет собой внешнюю деятельность манаса, который находится вовне и не зависит от тела, то она, разумеется, непроективна, то есть реальна сама по себе.
Посредством проективной концентрации йогины реализуют непроективную концентрацию сознания, называемую Великой бестелесной 2, с помощью которой они входят в другие тела. Вследствие такой концентрации пелена, которая закрывает саттву разума (буддхи), чья сущность - свет, и вызывает тройственное созревание аффектов и кармы 3, будучи укорененной в раджасе и тамасе, полностью рассеивается.
44. Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на тонком, на присущем и на целеполагании возникает способность подчинения себе "великих элементов".
Здесь специфические качества - звук и т. д., принадлежащие земле и прочим "великим элементам", вместе со своей конкретной формой проявления и другими свойствами терминологически обозначаются словом "грубое". Это первый аспект "великих элементов".
Второй аспект - общее как их родовая характеристика: у земли - плотность, у воды - вязкость, у огня - жар, у ветра - движение и у акаши - всепроницаемость. Этот аспект обозначается словами "собственная форма". Звук и прочее суть специфические качественные определенности общего.

Как было сказано, "все эти сущности, обладающие общей родовой характеристикой, различаются лишь своей качественной определенностью" 1. В этой системе субстанция есть целокупность общего и специфического (единичного).
Известно, что есть два типа множеств. (В первом выделение различных составляющих его частей отсутствует 2, например тело, дерево, стадо, лес. Ко второму типу относятся множества, составные части которых получают соответствующее наименование, например, "принадлежащий к. обоим видам - богов и людей". Здесь одна часть множества - боги, а другая - люди.

Именно из них и образуется данное множество. Кроме того, оно подразумевает определенное тождество в различии, например роща из манговых деревьев, собрание брахманов, понимаемые как манговая роща, брахманское собрание.



Содержание раздела