Здесь скрытая потенция, которая реализуется с высокой степенью интенсивности благодаря повторению мантр, подвижничеству, йогическому сосредоточению или же вследствие почитания Ишвары, божеств-наставников, великих риши и достойных высокого уважения личностей, немедленно приносит соответствующий результат. Такова скрытая потенция благой кармы.
Аналогичным образом, когда снова и снова причиняется зло тем, кто охвачен страхом, больным или калекам, или тем, кто доверчив, или тем, кто достоин высокого уважения, или подвижникам, тогда вследствие высокой интенсивности аффекта эта скрытая потенция дурной кармы также приносит немедленный результат.
Подобно тому? как юный Наидишвара, оставив свою человеческую форму, преобразился в бога, так и Нахуша, правитель богов, покинув свою форму существования, воплотился в животном мире 1.
И это рождение, то есть форма существования, обретает свою продолжительность, обусловленную именно этим действием. На всем протяжении данного существования жизненный опыт также обусловлен именно этим действием.
Эта скрытая потенция кармы называется тройственным созреванием следствия в силу того, что она обладает свойством быть причиной рождения, продолжительности жизни и соответствующего опыта. Поэтому скрытая потенция кармы считается относящейся к одному существованию 4.
Однако в случае когда ее влияние должно быть испытано в "видимом рождении", то из-за свойства быть причиной соответствующего опыта она кладет начало созреванию одного следствия, а из-за свойства быть причиной соответствующего опыта и продолжительности жизни она кладет начало созреванию двух следствий, как в случае с Нандишварой или Нахушей.
Но это сознание, словно рыболовная сеть, сплошь покрытая затянутыми узлами, с безначальных времен перенасыщено следами бессознательных впечатлении, которые сформировались вследствие переживания результатов прежних аффектов и кармы. Таким образом, этим бессознательным впечатлениям предшествует более чем одно существование. Что же касается скрытой потенции кармы, то считается, что она относится лишь к одному существованию.
Те санскары, которые суть причины памяти, и есть не что иное, как следы бессознательных впечатлений, и они существуют на протяжении безначального времени. Что касается скрытой потенции кармы, которая относится только к одной жизни, она имеет как установленное созревание следствия, так и неустановленное созревание следствия. Здесь прослеживается такая закономерность: установленное созревание следствия должно испытываться в видимом, то есть настоящем, рождении, тогда как неустановленное созревание следствия должно испытываться в невидимых, то есть будущих, формах рождения.
- Почему?
- Потому что та скрытая потенция кармы, которая должна быть испытана в невидимых формах рождения и созревание следствия которой не установлено, имеет три возможных исхода: устранение созданного кармой без созревания следствия, или растворение в преобладающем действии, или длительное существование в условиях подчинения преобладающему действию, которое с неизбежностью приносит следствие.
Здесь устранение созданного кармой без созревания соответствующего следствия есть то же самое, что и устранение "черной" кармы в результате возникновения "светлой" кармы уже в этом рождении. Как сказано в этой связи, "поистине, следует знать, что есть два, и только два типа действий: отдельная совокупность следствий, созданная благими деяниями, уничтожает совокупность следствий неблагих деяний. Поэтому стремись совершать лишь благие действия в этой жизни.
Так мудрые разъясняют тебе, что есть карма".
Растворение в преобладающем действии нужно понимать сообразно тому, что сказано ниже: "Если есть небольшая примесь неблагой деятельности, то она легко устранима; ею легко пренебречь, ибо ее недостаточно, чтобы устранить благое".
- Почему?
- Потому что в моем случае совершено множество других благих (действий. И когда эта примесь неблагого растворяется в преобладающем действии, даже на небе уменьшить следствие благого действия она может в очень малой степени.
- Но что это такое - длительное существование в условиях подчинения преобладающему действию?
- Объясним: в том случае, когда существует действие, следствие которого с неизбежностью должно быть обретено в опыте невидимого, будущего рождения, то смерть как таковая и называется общей причиной проявления этого действия. Однако при действии с неустановленUым созреванием следствия, которое должно быть испытано в невидимом рождении, это не так. Напротив, до тех пор пока не созреют условия, заставляющие проявиться общую причину действий 5, то действие, которое должно быть испытано в невидимом рождении и созревание следствия которого не установлено, может быть или прерванным, или растворенным в другом действии, или же пребывающим в ожидании своего часа), будучи в течение долгого времени подчиненным главному действию.
Ввиду отсутствия определенности относительно места, времени и причины созревания результатов действия пути кармы крайне разнообразны и трудно познаваемы. И тем не менее, поскольку исключения не устраняют общего правила 6, скрытая потенция кармы понимается нами| как относящаяся только к одному наличному существованию.
14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют своим результатом наслаждение или страдание.
Они - то есть рождение, продолжительность жизни и соответствующий опыт - имеют своим результатом наслаждение, когда обусловлены добродетельной, то есть благой, кармой;
если же обусловлены пороком, то результатом они имеют страдание.
Страдание есть то, что по самой своей сути неприемлемо 1 для обычных существ, для йогина же даже в момент наслаждения чувственным объектом существует лишь страдание, то есть то, что неприемлемо по своей сути.
- Как это можно объяснить?
15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов прошлых впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
Опыт наслаждения у каждого индивида связан с влечением и опирается на одушевленные и неодушевленные средства его реализации. В этом случае всегда существует скрытая потенция, или предрасположенность к действию, порожденная влечением.