d9e5a92d

Саттва обладает природой ясности


Саттва обладает природой ясности (света), раджас - деятельности, тамас - инерции (покоя) 1.
Эти гуны как отдельные сущности подвержены взаимному воздействию, они непрерывно изменяются и характеризуются соединением и разъединением, они обретают формы проявления благодаря опоре друг на друга и имеют различные потенции, которые не смешиваются между собой, даже когда находятся в отношении господства и подчинения, они выступают следствием различия потенций, принадлежащих к одному и тому же или к разным классам. Они полностью обнаруживают свое присутствие в тех случаях, когда им принадлежит главная роль 2; даже при их подчиненном положении реальность других гун может быть логически выведена на основании их деятельности, включенной в действие доминирующей гуны; их функция состоит в том, чтобы быть использованными для осуществления цели Пуруши, они выполняют вспомогательную роль в силу одного лишь факта нахождения рядом, подобно тому как это происходит в случае с магнитом; они функционируют без какой-либо внешней причины, следуя развертыванию одной из гун, в совокупности они обозначаются словом "прадхана" 3, то есть первопричина. Она-то и получает название "видимое".
Итак, это видимое по своей сути "великие элементы" 4 и органы чувств. Как "великие элементы" - земля и прочее, - оно развивается в тонких и грубых формах. Как органы чувств - слух и прочее, - оно тоже развивается в тонких и грубых формах.
Это видимое никогда не существует без применения; напротив, оно развертывается целенаправленно, а именно служит цели наслаждения и освобождения Пуруши 5.
Здесь наслаждение, то есть опыт, есть установление собственной природы желаемых и нежелаемых качеств вне разделения Пуруши и саттвы.
Освобождение - установление истинной природы наслаждающегося, то есть Пуруши.
Помимо этих двух определений, нет иного знания. Так, в этой связи было сказано: "Поистине, тот не подозревает, что есть иное знание, кто в трех гунах как деятелях и в Пуруше как не-деятеле, но таком, который того же и одновременно не того же рода, видит все возникшие формы существования представленными кому-то четвертому - наблюдателю их деятельности" 6.
- Но каким образом эти два - опыт и освобождение, созданные разумом (буддхи) и связанные именно с разумом, приписываются Пуруше?
- Подобно тому как победа или поражение, достигаемые лишь благодаря воинам, приписываются их господину 7, ибо именно он и есть тот, кто вкушает их плод, так и привязанность к круговороту бытия и освобождение от него, сопряженные только с разумом, приписываются Пуруше. Именно он и есть тот, кто наслаждается их плодом.
Сам разум пребывает в оковах, пока не осуществлена цель Пуруши: достижение этой цели и есть освобождение.
Таким образом, постижение, удержание в памяти, способность рассуждать, отрицание, знание истинной сущности и жажда жизни, развертывающиеся в сознании 8, приписываются Пуруше как реально существующие в нем, поскольку именно он наслаждается их плодом.
Следующая сутра имеет целью определение различий во внутренней форме "видимого", то есть гун.
19. Специфическое, неспецифическое, только-признак и отсутствие признака суть формы развертывания гун 1.
Здесь "великие элементы" - акаша (пространство), ветер, огонь, вода и земля - суть специфические формы неспецифических "тонких зародышей" звука, осязаемого (тактуса), цвета, вкуса и запаха 2. Аналогичным образом органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния суть специфические формы) буддхи 3, а речь, руки, ноги, органы выделения и размножения суть органы действия. Одиннадцатый орган - манас (интеллект) 4 - имеет своим объектом все формы.
Эти органы суть специфические формы неспецифического, то есть общего, свойства индивидуации 5. Все они в совокупности представляют собой 16 видоизменений гун.
Шесть неспецифических форм - это "тонкий зародыш" звука, "тонкий зародыш" осязаемого, "тонкий зародыш" цвета, "тонкий зародыш" вкуса и "тонкий зародыш" запаха. Таким образом, звук и прочие "тонкие зародыши", обладающие соответственно одним, двумя, тремя, четырьмя и пятью свойствами, представляют собой пять неспецифических форм, шестая же неспецифическая форма - это "только индивидуация" (самость). Это и есть шесть неспецифических форм развертывания "великой" сущности, которая обладает природой чистого бытия.


То, что выше неспецифических форм, есть "только-знак", сущность, называемая "великой". В ней, наделенной чистым бытием, эти шесть форм развиваются до своего высшего предела 6.
При процессе инволюции они, пребывая именно в этой "великой" сущности, обладающей чистым бытием, переходят в состояние, которое не является ни существующим, ни несуществующим, ни тем, ни другим одновременно, - в непроявленное, "лишенное знака", в первопричину (прадхана) 7. Эта "великая", сущность и есть трансформация гун в форме "только-признака", а "отсутствие признака" есть их трансформация на стадии "ни существования, ни несуществования".
Таким образом, цель Пуруши не является причиной развертывания гун в состоянии "отсутствия признака". Поскольку свойство быть целью Пуруши не выступает в качестве причины состояния "отсутствия признака" в начале развертывания гун, постольку наличие цели Пуруши не может быть причиной этого состояния. Оно не порождено целью Пуруши и потому называется вечным 8.
Что касается трех специфических состояний гун, то свойство быть целью Пуруши и выступает их причиной в начале развертывания, а поскольку эта цель есть инструментальная причина их проявления, то они называются невечными.
Гуны, однако, хотя и обретают в соответствующей последовательности все упомянутые свойства, не исчезают и не возникают 9. Они проявляются, как бы наделенные свойствами порождения и разрушения в силу того, что конкретные эмпирические формы, внутренне присущие гунам, обладают свойствами разрушения в прошлом и возникновения в будущем.
Для пояснения сказанного рассмотрим пример: "Девадатта становится бедным.
- Почему?
- Потому что его коровы умирают. Бедность его - следствие смерти коров, но не следствие разрушения его собственной формы существования". Аналогичное рассуждение применимо и к конкретным эмпирическим формам.
Состояние "только-признака" непосредственно связано с состоянием "отсутствия признака". Будучи тесно связанным с ним, оно тем не менее отличается от него, ибо последовательность развертывания гун не может быть нарушена. Точно так же и шесть неспецифических форм, тесно связанных с "только-признаком", отличны от него ввиду неизменной последовательности развертывания гун.

Подобным же образом элементы и органы чувств, связанные с неспецифическими формами, в то же время отличны от них.
Как было сказано ранее, нет какой-либо иной сущности сверх специфицированных форм, поскольку специфицированные формы в другие сущности не преобразуются. Что же касается преобразования их качественной определенности, свойств и состояний, то это будет рассмотрено в дальнейшем 10. Видимое, таким образом, разъяснено.
Следующая сутра имеет целью определение собственной формы видящего, то есть Пуруши.
20. Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, он воспринимает все содержания сознания.
Определение "только-вдение" 1 означает не что иное, как чистую способность видения, свободную от каких-либо конкретных спецификаций. Этот Зритель, то есть Пуруша, обладает рефлексивным знанием буддхи, или психического. Он не тождествен буддхи и не абсолютно отличен от него.

Рассмотрим это подробнее.
Итак, он не тождествен буддхи.
- Почему?
- Ввиду наличия познанных и непознанных объектов 2 буддхи непрерывно изменяется. То, что его объекты - корова и т.п. или горшок и т.п. - оказываются познанными или непознанными, свидетельствует о его изменяемости. С другой стороны, свойство объектов быть всегда познанными делает очевидным неподверженность Пуруши изменению.
- Почему?
- Поистине невозможно, чтобы буддхи как объект для Пуруши был бы то воспринимаемым, то невоспринимаемым. Таким образом, установлено, что все, выступающее в качестве объекта для Пуруши, всегда является познанным. Отсюда следует, что Пуруша не подвержен изменению.

Более того, буддхи всегда существует для цели другого, поскольку он функционирует в результате соединения различных причин, тогда как Пуруша существует для собственной цели.
Итак, буддхи имеет природу трех гун, поскольку он определяет свойства всех объектов, и, следовательно, обладая природой гун, не является одушевленным, то есть он лишен чистой энергии сознания. Пуруша же - "наблюдатель" гун. Поэтому он не тождествен буддхи.



Содержание раздела