d9e5a92d

Практиковалось и тяжелое оружие - боевые топоры


В европейских степях в VIII в. появилась изогнутая сабля. Практиковалось и тяжелое оружие - боевые топоры. На основе сочетания топора и копья была создана алебарда (XIV в.). Широко использовались мечи: большой пехотный, двуручный; без острия, широкий и с желобком посередине; с прямым длинным граненым клинком. Рыцарские мечи ХII-ХV вв. отличались особой прочностью - они не гнулись и не ломались. Для защиты воинов во время боевых сражений использовали панцири (VI-VIII вв.), кольчуги (ближе ко II тысячелетию), шлемы и щиты. Щиты имели много разновидностей, среди них: круглый (Русь), длинный от головы до земли (Скандинавия), щит с кольцом для надламывания вражеского клинка (континентальная Европа).

Осадные орудия включали баллисты, метавшие стрелы и камни, катапульты для бросания крупных тяжестей. Широко практиковали зажигательные смеси. Наиболее известная из них - греческий огонь, изобретенный в Византии. В его состав входили: сера, льняное масло, каменная соль, смола, нефть, негашеная известь, толченый спекшийся песок, деготь и селитра. Позднее этой смесью стали начинять гранаты (Византия). Аналогичную гранату в Европе создали австрийцы в 1435 г. С ХIII в. использовались зажигательные ракеты

Новую эру в оружейном и военном деле открыло огнестрельное оружие. Хотя порох был изобретен арабами еще в 692 г., европейцы стали его использовать лишь в 1118 г. Широкое распространение пороха началось после опытов немецкого исследователя Б. Шварца, создавшего дымную черную смесь. Сначала ее использовали для стрельбы из кульверт, прообраза пушки. Они представляли собой металлические трубы на деревянных подставках из вылетели каменные ядра. В XIV в. они были заменены на железные, в XV в. - на чугунные ядра. Их первое массовое применение относилось к 1308 г. Фердинанд IV Кастальский использовал их при осаде арабского Гибралтара. При Карле VIII Французском (конец XV в.) пушки впервые установили на лафеты. Ружья европейцы стали использовать в первой половине XIV в., арабы - значительно раньше. Это была кулеврина, потом - аркебуза. Ее сначала обслуживали два человека. Потом она стала индивидуальным оружием.

Развивалось строительство, где наблюдался значительный прогресс. Для строительства использовали различные материалы, включая солому, камыш, дерево, камень, горные породы, в том числе гранит и мрамор. В лесной местности преобладали деревянные дома, в степях - глинобитные, в городах - каменные. На Руси большинство городских строений сооружалось из бревен. Однако начиная с X в. появляются каменные здания (к примеру, дворцы княгини Ольги в Киеве). В городах Испании, Италии, Южной Галлии и особенно Византии каменные дома возводили по римской технологии. В Западную Европу она пришла позднее и полностью была использована только в XI в. при строительстве Трирского собора.

В Германии с ХII в. строили здания из обоженного короткого толстого кирпича. В Англии широко практиковали пербекский мрамор, особенно с XII в. Во втором тысячелетии практиковалось использование раствора, до этого каменные блоки укладывали насухо.

Нововведениями средневековья являлись печные изразцы (Германия, Русь в XIII в.), обычная черепица (Англия, ХШ в.) и полуциркульная с крепежным зубом (XIV в.), цемент (XIV в ) и др.

Значительное влияние на строительное дело оказывали социальные сдвиги в обществе: отделение ремесла от земледелия породило строительство городских укреплений, соборов, ратуш, домов; утверждение феодалов в качестве господствующего класса привело к массовому возведению замков.

Общественные здания сооружали городские (их организовывали сеньоры), монастырские и бродячие артели. К примеру, на Руси создавались княжеские артели, которые до монголо-татарского нашествия построили 150 каменных зданий. В XIV в. на ее территории появились городские артели во главе с архитекторами. В монастырские артели входили специалисты высокой разноплановой квалификации: от кузнецов и каменотесов до художников и ваятелей. Бродячие артели использовались при подрядной системе, организаторами которой выступали сеньоры.

В результате было сооружено много зданий общественного назначения (ратуши, помещения для гильдейских управлений, торговые ряды и др.), особенно в Западной и Центральной Европе (начиная с ХШ в.)

Жилые застройки в этих регионах осуществлялись в виде факверха (XII-XV вв.). Он представлял собой каркасно-столбовую конструкцию с каменными заполнением пространства. Из-за недостатка места некоторые здания строились с выступающими верхними этажами, что превращало узкие улицы в своеобразную галерею. Раньше всего такая технология появилась в Австрии.

Сложностью конструкций, богатством и изяществом украшений отличались дворцы государей, крупных феодалов, позднее - состоятельных горожан. К примеру, в знаменитом дворце владимирского князя Андрея в Боголюбове имелись шиферные резные плиты, узорные наличники дверей, стены из мощных квадров с глубокой внутренней забутовкой, полы из полированных медных пластин и др.

Строительство замков особенно активизировалось в XI в. Их обычно возводили на холмах или у слияния рек. Сначала они были деревянными, треугольными и с надвратными башнями, потом приобрели овальную форму, а деревянные башни появились по всему периметру стен. С XI в. строились целиком каменные замки. Их стены стали высокими и толстыми иногда даже трехрядными. Внутри замков формировался центр феодального быта, сооружались хозяйственные помещения с погребами, подвалами и крытые переходы. Единственный вход в замок был защищен подъемным мостом.

Hа Руси возводили кремли (детинцы), феодальные крепости здесь встречались редко. В кремле размещались княжеский двор, собор, боярские дворы и присутственные места. Самый знаменитый из них - Московский Кремль, который с конца XV в. стал кирпичным.

Водоснабжение в крупных городах осуществлялось с помощью подземных и навесных водопроводов. При навесном водопроводе в акведук вода поступала из искусственного резервуара. Такой водопровод существовал с 857 г. в Ле-Мане. Потом соорудили общегородской водопровод в Мадриде (X в.), водопровод с параллельными канализационными трубами между реками Сена и Мельдансон появился в ХII в. в Труа, водопровод с подачей холодной воды в фонтаны и горячей в бани - в XIII в. (поволжские Булгар, Биляр, Сувар). С XV в. в ряде городов начинает работать канализация.

Процветало искусство мастеров золотых дел, для которого было характерно обилие средневековых украшений. Технологии их изготовления были разнообразными, включая позолоту, черненое серебро, филигрань, эмаль.



Транспортные средства постоянно совершенствовались, хотя исключительная роль принадлежала рекам, по которым проходили основные торговые пути. В ХII в. их стали соединять рукотворными каналами. Наиболее известные из них Тичннско-Миланский (1179-1209) и Любекско-Гамбургский (1391). Постоянные речные мосты в Западной Европе построили в IX в (через Рейн у Майнца в 813 г. и Кроулендский в 860 г в Линкольншире).

До конца XI в. крупнейшей морской державой Европы была Византия, где развивалось корабельное дело. В других регионах оно переживало упадок. На верфях сооружались суда для рыбной ловли и перевозок местных грузов. Здесь же строили двадцатиметровые дромоны-парусники, которые обслуживали 200 гребцов и 70 матросов. Они были оснащены баллистами, катапультами и трубами для извержения греческого огня.

В других регионах преобладало речное и каботажное плавание. Широко применялись грузовые баржи. Их волокли вдоль речных и морских причалов с помощью тяглового скота.

В VII в. венецианцы построили низкобортные галеры на несколько сот человек, генуэзцы - парусно-гребную галеру на основе древнеримской либурны. Совершенствовалось старое и создавалось новое морское оборудование. Первый европейский компас представлял собой плавающую в жидкости пробку с металлической иглой Его изобрели в IX в.

В регионах Северной и Северо-Западной Европы использовали крупные лодки (I тысячелетие). У кельтов на Британских островах применялись курахи, т.е. плетеные корзины, обтянутые просмоленной кожей. Позже во многих регионах появились деревянные лодки: немецкие однодеревки и крупные лодки с гладкими бортами, галльские речные скифы. Скандинавы плавали на гребных ладьях. Начиная с XIII в. у них появились клинкеры, т.е. корабли с узким длинным килем и прямоугольным шерстяным парусом.

Жители Фрисландии, Голландии и Зеландии для плавания вдоль берегов использовали штевневые плоскодонки, а в открытом море круглодонные, бесштевневые и бескилевые суда. На основе этих судов были созданы когги. Их широко практиковали купцы Ганзейского союза. Грузоподъемность таких судов достигала 200 т, а в XV в. - 1 тыс. т.

Французы начиная с IX в. создавали высокобортные многопалубные корабли, в основном военные.

В XV в. появился водоход, который использовали для парома и на прибрежных трассах (в Атлантике и на Средиземноморье).

Стали строить порты, верфи оснащали более совершенным оборудованием. В 1270 г. в Генуе появилась первая морская карта. Возникали новые морские профессии.

Созданная итальянцами каравелла, т.е. многомачтовый корабль с разнообразным парусным снаряжением, совершила переворот в судостроении. В последующем появились модификация корабля на основе каравеллы и когги. В XV в. на сооружение одного крупного океанского парусника требовалось до 4 тыс. дубов.

Интересные записи



Содержание раздела