Биржевой и внебиржевой рынок



4 Биржевой и внебиржевой рынок

Вместе с тем цены свободного рынка оказывают в известном смысле определяющее воздействие на соотношение биржевых цен различных сортов товара. Высокая ликвидность и многократная перепродажа биржевого товара предполагают его унификацию, однородность. Между тем абсолютно однородных товаров не бывает, каждый товар различается десятками сортов. Биржевые правила предусматривают: контракты фиксируют лишь базовый сорт товара, и только его цена котируется и публикуется. Однако кроме базового сорта, для выполнения контрактов могут использоваться и другие сорта, допущенные биржевыми правилами, причем поставка товаров более высоких сортов (по сравнению с базовым) ведет в бесспорном порядке к надбавкам к цене базового сорта, а более низких сортов - к ценовым скидкам. Механизм определения надбавок к цене и скидок с нее устанавливается биржевыми правилами - он фиксирует расхождения цен разных сортов на небиржевом рынке на определенную дату. Таким образом, если биржевые котировки оказывают стабилизирующее влияние на общий тренд динамики цен, то цены свободного рынка, текущие спрос и предложение на этом рынке на товары конкретного качества и конкретного производственного назначения оказывают влияние на структуру биржевых цен. Тесное взаимодействие цен биржевого и небиржевого рынков придает устойчивость всей системе рыночного ценообразования.
Также биржи способствуют стабилизации денежного обращения и облегчению кредита. Биржа увеличивает емкость денежного обращения. Биржа является также одной из важнейших сфер приложения ссудного капитала, поскольку она предоставляет надежное обеспечение ссуд (товары и ценные бумаги) и сводит риск к минимуму.
Формирование первых биржевых рынков в Америке и в Европе было постепенным. Сначала сложился реальный товарный рынок, потом фьючерсный, контракты которого исполнялись через оговоренный срок. Затем появился финансовый и наконец фьючерсный рынок. В России фьючерсный рынок существует лишь три-четыре года. Причем по оценочным данным в конце 1991 г. насчитывалось около 500 бирж, из которых 60% - в Москве [1]. Теперь в Комиссии по товарным биржам официально зарегистрировано чуть более 70 по всей территории России.  Первоначально фьючерсные контракты заключались на американский доллар и немецкую марку, поскольку при нестабильной экономике игра на колебаниях валют была наиболее прибыльным видом финансовых операций. Затем предпринимались попытки запустить срочный товарный рынок. В частности, на Российской бирже были фьючерсы на скандий, а на МТБ - на сахар. Но ничего не вышло. Произошло это из-за того, что не был учтен тот факт, что биржа не только должна предоставлять сервис, но и выступать гарантом по исполнению обязательств. Причем гарантом может быть и другой финансовый институт, но найти его обязана биржа. Однако с гарантиями как раз и возникли проблемы. Это и неудивительно, ведь биржи не имеют сейчас финансовых возможностей для формирования и содержания достаточных страховых товарных запасов, способных являться надежной гарантией исполнения биржевых фьючерсных сделок, не обеспечены складскими помещениями и иной необходимой инфраструктурой, Решение этих вопросов через формирование на договорной основе сети поставщиков-гарантов из числа коммерческих структур не дает тех гарантий надежности, которые требуются на этапе создания данного рынка. Кроме того, серьезная проблема заключается в стандартизации условий купли-продажи. Проанализировав прежние ошибки, эксперты Российской биржи предложили новую технологию торгов. В ее основе лежат гарантии исполнения фьючерсных контрактов государством в лице Госкомрезерва, с которым заключаются договоры заимствования продукции, соответствующей по качеству, упаковке и маркировке требованиям действующего стандарта.
В качестве основных базисных продуктов для котирования на фьючерсном рынке предложены нефтепродукты, лесотехническая продукция и сахар. Особенно перспективными обещают быть фьючерсы на сахар. Чтобы застраховаться от потерь, члены Расчетной сахарной палаты Российской биржи (РТСБ), куда входят такие фирмы, как "Алфо-Эко", "Менатеп-Импекс", Сибирская сахарная компания, АО "Росштерн", Торговый дом "Разгуляй", "Продэксимпорт", компания "Сахар" и кондитерская фабрика "Бабаевская", решили принять участие в организации фьючерсного рынка, что позволит надеяться, что новая попытка запуска товарного фьючерса будет гораздо успешнее предыдущих.
Российские биржи стали выходить на качественно новый уровень организации торговли. Сегодня их деятельность во многом ориентируется не на организацию товародвижения и восстановление хозяйственных связей, как было в начале", а на обслуживание торгового процесса. Оно подразумевает котировку цен, предоставление возможности участникам биржевой торговли застраховать свою цену и прибыль и сделках с реальным товаром на фьючерсном рынке, оперативное и точное проведение расчетов по биржевым сделкам, предоставление гарантий исполнения сделок участниками биржевой торговли.
Необходимо все же признать, что, несмотря на молодость и многие возникающие проблемы, российские биржи достигли определенных результатов. Наблюдается эволюционное развитие биржевой деятельности от сделок за наличный товар к форвардным сделкам (например, оборот Самарской биржи по форвардным контрактам на пшеницу за 1995 год составил 7.7 млрд. рублей), через них к фьючерсным контрактам (общая стоимость сделок с фьючерсными контрактами на свинец, алюминий и его сплавы, медь и никель на Московской бирже цветных металлов за тот же период превысила 724,3 млрд. рублей).
Однако при всех позитивных моментах в развитии и совершенствовании биржевой торговли есть ряд проблем, решить которые товарные биржи самостоятельно не могут, несмотря на высокую степень самоуправления, и саморегулирования.
Возникает естественный вопрос о необходимости создания законодательной базы для таких экономических явлений, как фьючерсная и опционная торговля, поскольку единственное упоминание о данных видах биржевой торговли имеет место только в Законе Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле", принятом еще в 1992 году. В настоящее время некоторые его положения стали серьезным препятствием для биржевого фьючерсного рынка. В частности, это касается запрета на учредительство и членство на бирже банков, кредитных учреждений, страховых, инвестиционных компаний и фондов. Данное ограничение планируется снять при внесении в указанный Закон изменений, разработка которых ведется Комиссией по товарным биржам.
Кроме того, потенциальные участники фьючерсной торговли - непосредственные производители и потребители сырьевых ресурсов, а также банки и кредитные учреждения не располагают достаточной информацией о целях и правилах фьючерсной биржевой торговли, а также о возможностях, которые предоставляет им фьючерсный рынок. Отсутствие правовой базы, четких "правил игры" и какого-либо государственного регулирования на фьючерсном рынке, а также недооценка необходимости его развития привели к тому, что он выглядит своеобразным белым пятном в экономике.
Для изменения сложившейся ситуации Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ) был разработан проект постановления Правительства Российской федерации "О развитии фьючерсных рынков". Суть проекта состоит поддержке государством фьючерсной торговли на товарных биржах, которая позволит создать рыночные механизмы ценообразования на важнейшие сырьевые ресурсы и регулятивного воздействия государства на товарные рынки. Развитие фьючерсных рынков повысит привлекательность кредитования коммерческими банками соответствующих отраслей промышленности, расширит спектр услуг, предоставляемых банками, даст возможность участникам биржевой торговли застраховаться от неблагоприятного изменения конъюнктуры цен.
Одной из главных задач разработанного проекта постановления являются оказание помощи товарным биржам в развитии фьючерсной торговли. Для этих целей предлагается предоставить Роскомрезерву право выступать в качестве гаранта исполнения биржевых фьючерсных контрактов на, договорной основе. Создание страховых запасов для обеспечения фьючерсной торговли за счет государственных материальных резервов позволит решить проблему страхования участников биржевой фьючерсной торговли. При этом госрезерв фактически не расходуется, а продукция временно заимствуется на основании контрактов (договоров), заключенных соответствующим органом управления государственным резервом с получателями, поскольку предусматривается механизм обязательного возобновления товаров за счет бирж. Дополнительных средств из бюджета на эти цели не требуется. Напротив, государственные резервы опосредованно становятся капиталом, который участвует в коммерческом обороте и приносит в бюджет страны дополнительные средства в виде налогов.
Введение предлагаемого механизма позволит сократить затраты бюджета на финансирование закупок материальных ресурсов в госрезерв для целей его обновления, так как обновление запасов будет происходить естественным образом по мере выпуска материальных ресурсов из госрезерва и последующего возврата.
В целом осуществление этих мер должно будет привести к стабилизации цен на сырьевых рынках и определению роли государства в их формировании и регулировании взамен утраченных ранее функций.
Перспектива развития фьючерсного рынка предполагает создание новой формы договорных отношений в виде переуступаемой складской расписки – товарного сертификата, являющегося универсальным инструментом для исполнения фьючерсных сделок и способного выполнять функции, облегчающие ведение взаиморасчетов участников фьючерсной торговли. В частности, он может служить обычной складской распиской, позволяющей ее владельцу получить товар вовремя, средством исполнения поставки по фьючерсным контрактам как документ, дающий право получить товар, а также выполнять функции залогового средства в биржевой торговле фьючерсными контрактами для обеспечения их исполнения и служить основанием для выдачи банковского кредита. Такой вид кредитования особенно привлекателен, т.к. в случае непогашения кредита банк становится собственником продукции, предоставляемой складской распиской. Кроме того, кредит под залог переуступаемой складской расписки может быть, выдан любому владельцу данного товара (не только производителю), что ускоряет оборот денежных средств. Создание же страховых запасов реального товара позволяет повысить надежность операций на фьючерсном рынке и привлечь коммерческие банки непосредственно к игре на бирже. В этой связи в проекте постановления предлагается в трехмесячный срок разработать и представить для утверждения в Правительство Российской Федерации соответствующее Положение о переуступаемых складских расписках (товарных сертификатах).
Особая роль в проекте отводится Комиссии по товарным биржам при Государственном комитете РФ к антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур как государственному органу, который будет осуществлять контроль за порядком и правилами фьючерсной и опционной торговли на биржах.
Последствия принятия правительством этого постановления предполагают быть весьма позитивны. Его реализация позволит укрепить прямые связи между производителями и потребителями товаров, усовершенствовать систему товародвижения за счет внедрения в обращение товарных расписок (товарных сертификатов). Сделки, совершаемые на бирже, должны приобрести массовый характер, повысится сбалансированность между спросом и предложением. Возрастет скорость оборота денег, значительно увеличится доля кредитного капитала коммерческих банков и их заинтересованность в работе на товарных рынках.



Начало Назад Вперед