ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ В РЫНОЧНЫЙ ПРОЦЕСС
К торгам могут быть допущены любые виды ценных
бумаг отечественных и зарубежных эмитентов, которые будут продаваться
и покупаться в той или иной торговой системе. Как известно,
на фондовом рынке встречается товар различного качества — можно
купить ак1щю надежного эмитента, по которой обеспечиваются высокие
дивиденды, а можно приобрести и суррогаты ценных бумаг. В
случае прохождения процедуры листинга ценная бумага включается в
котировальный бюллетень — Реестр ценных бумаг, допущенных к торгам.
Чем выше степень ор1анизации рынка, тем жестче ограничения
по качеству ценных бумаг, официально включенных в котировальный
бюллетень.
Так, биржевой рынок, или, как его называют в странах с развитой
экономикой, официальный рынок, предполагает наивысшие гарантии
качества. Для того чтобы ценные бумаги стали биржевым товаром, они
проходят процедуру допуска, которая в англоговорящих странах и в
России называется листингом, во Франции — интрадукцией, в Германии
— допуском и т.д.
Внебиржевой организованный рынок также имеет свои стандарты
по допуску ценных бумаг к биржевым торгам, которые по мере развития
рынка все более приближаются к стандартам биржевого рынка.
Неорганизованный, «уличный», свободный или стихийный рынок
не предполагает, что ценные бумаги должны пройти экспертизу качества.
Режим, регулирующий допуск ценных бумаг к котировке, в совокупности
с порядком проведения операций с фондовыми ценностями
обслуживает и регулирует движение финансового капитала. Биржевая
и внебиржевая торговля, совершение операций с фондовыми ценностями
невозможны без котировки, т.е. особого способа формирования,
учета и публикации биржевых цен. Под биржевой котировкой
понимают действия Котировальной комиссии биржи, преследующие
цели:
• допуск ценных бумаг на фондовую биржу для совершения с ними
различных операций после соответствующей проверки и изучения финансового
положения фирм, предлагающих эти фондовые ценности;
• определение величины курса ценных бумаг, а также регистрация и
публикация курсов (цен) на фондовые ценности в биржевых бюллетенях.
Любой компании необходимо внести таким путем в лист (список)
соответствующей биржи свои ценные бумаги, что является обязательной
предпосылкой для допуска к торговле на ней. Иногда фондовые
биржи не только не допускают фондовые ценности, отсутствующие в
листах (списках), к процессу обращения в своих помеп1ениях, но под
страхом самых суровых санкций категорически запрещают зарегистрированным
на них членам осуществлять какие-либо операции с такими
ценностями даже по инициативе клиентов. Все сделки с не внесенными
в биржевые листы ценными бумагами подлежат обсуждению и
исполнению исключительно в частном порядке только между самими
участниками и вне помещения биржи; при этом биржа не несет ответственности
за надежность и законность таких сделок, как не попадающих
под ее юрисдикцию и не отвечающих принятым на ней правилам
и положениям.
Листинг конкретных видов ценных бумаг, т.е. их появление в биржевых
списках, по существу означает разрешение на участие этих бумаг
в торговле и дает им все те привилегии, которыми наделяется любая
другая ценная бумага, уже задействованная в биржевой торговле. С
юридической точки зрения никакая компания изначально не обязана вносить
свои акции и иные ценные бумаги в котировальные листы той или
иной биржи; она лищь имеет на это право, выполнение которого вовсе
не обязательно. В то же время присутствие ценных бумаг компании в
торговле на бирже является столь выгодным и привлекательным, что,
как правило, большинство компаний стремится разместить свои ценные
бумаги на какой-либо одной или даже нескольких биржах.
Если ценные бумаги прошли процедуру листинга, то тем самым повысится
их надежность, возрастает доверие к ним инвесторов, что создает
целый ряд несомненных выгод и привилегий.
Так, компании, внесенные в списки биржи, получают б6льн1ую известность
и популярность (паблисити) среди лиц, занятых в сфере инвестиций,
так как компания, чьи ценные бумаги вносятся в котировальные
листы, должна соответствовать определенным требованиям.
Ликвидность акций, включенных в котировальный лист, выше, и поэтому
желание инвесторов совершать сделки с ними растет, тем самым
облегчается процесс купли-продажи этих акций и обеспечивается
прозрачность деятельности на рынке компании-эмитента.
В случае выпуска компанией, чьи акции котируются на бирже, новых
видов ценных бумаг издержки, связанные с их размещением, окажутся
значительно ниже по сравнению с издержками фирм, чьи ценные
бумаги не обращаются на бирже. Как свидетельствует зарубежный опыт,
в дальнейшем облегчается привлечение заемного капитала. Листинг
повышает эффективность размещения выпуска конвертируемых облигаций
или облигаций с ордерами. Такие облигации легче продать, если
инвесторы смогут впоследствии обменять их на акции, включенные в
котировальный лист. Кроме того, банки и другие финансовые институты
крайне неохотно соглашаются заниматься подпиской на новые выпуски
акций и иных ценных бумаг тех компаний, которые отвечают
отказом на предложения о внесении таких бумаг в биржевые листы хотя
бы на одной бирже. Напротив, компаниям, чьи акции официально допущены
к котировке на ведущих биржах, как правило, легче бывает добиться
доверия и расположения банков и финансовых институтов в случаях
возникновения у них потребности в займах и кредитах, а также
облегчает для компании размещение новых выпусков ценных бумаг.
Компании, ценные бумаги которой прошли процедуру листинга, предлагаются
лучшие условия кредитования, ведь кредиторы могут сравнить
балансовую стоимость активов компании с рыночной, биржевой
оценкой ее деятельности. Если последняя выше первой, то кредиторы
скорее согласятся с возможностью кредитования этой компании. Кроме
того, в этом случае они имеют установочную стоимость для залога.
При прочих равных условиях кредиторы с большей охотой примут в
залог прошедшие процедуру листинга акции, чем вне списочные, — продать
списочные акции легче, если продажа неизбежна из-за несостоятельности
заемщика.
При поглощении и слиянии компаний оценка активов опирается на
курсовую рыночную стоимость акций, а не на книжную, балансовую,
которая у таких компаний, как правило, ниже. Нельзя не принимать во
внимание и то, что для акционерного общества, чьи акции обращаются
на бирже, легче определить установочную стоимость при слияниях и
поглощениях, которая ориентируется на рыночную цену соответствующих
акций. Если же данная финансовая операция организуется в отношении
компании, акции которой не имеют рыночной котировки, то она
вынуждена согласиться с ценой, близкой к книжной стоимости своих
активов, которую сопоставить будет не с чем.
Листинг в ряде стран является основанием для предоставления компании
определенных, более существенных скидок при налогообложении.
Подводя итоги, можно отметить, что листинг обеспечивает большую
рыночность и внимание к компании со стороны инвесторов.
Публикация данных о рынке списочных акций позволяет инвесторам и финансовым
экспертам составить полное представление о рыночном «поведении
» каждого списочного выпуска, что привлекает к этим акциям новых
покупателей, способствует увеличению числа сделок с ними и повышению
их ликвидности. Это в конечном итоге позволяет компании,
чьи акции допущены к обращению на бирже, увеличить число своих акционеров
и распределить собственность между большим числом лиц, а
следовательно меньшим числом акций, управлять большим капиталом,
что облегчает управление компанией теми, кто владеет контрольным
пакетом акций.
Котировка акций на бирже приносит компании дополнительную известность,
способствует формированию благоприятного общественного
мнения о ней, что в свою очередь сказывается на повышении спроса
на ее продукцию и услуги.
Котировка акций на бирже позволяет компаниям занять устойчивые
позиции на рынке. Биржа — это система поддержки рыночной стоимости
акций, так как в своих собственных интересах она осуществляет ряд
мероприятий, направленных на поддержание рыночной стоимости акций
и предотвращение манипулирования ценами, которое могло бы привести
к нежелательным изменениям их стоимости.
Таким образом, листинг — это система поддержки рынка, которая
создает наиболее благоприятные условия для организованного рынка,
позволяет выявить надежные и качественные ценные бумаги и способствует
повышению их ликвидности.
Вместе с тем не следует понимать, что преимущества, которых позволяет
добиться листинг, реализуются автоматически. Часто рынок
проявляет безразличие к тому, прошли ли акции процедуру листинга
или нет. Если компания малоизвестна и не может использовать преимущества листинга, то активность торговли акциями снижается, и акции
перестают удовлетворять требованиям листинга. Иногда цены на такие
акции после листинга находятся на более низком уровне, чем до него.
К тому же, контроль за компанией и ее деятельностью со стороны биржи,
если это предусматривается соглашением о листинге, предполагает
дополнительные обязательства и расходы, связанные с листингом: биржевой
сбор за листинг, ежегодная плата за поддержание листинга и т.д.
Инвестор, покупающий ценные бумаги, включенные в котировальный
лист биржи, может быть уверен в достоверности информации о компании-
эмитенте и рынке ее ценных бумаг. В зарубежной практике компании,
чьи ценные бумаги котируются на бирже, в соответствии с договором
о листинге представляют инвесторам значительно больше
информации о себе и своей деятельности.
Это позволит им оценивать перспективы экономического развития эмитента и качество его ценных бумаг. Котировка на бирже увеличивает ликвидность
акций и позволяет легче реализовывать их.
Таким образом, можно утверждать, что всякий инвестор, решивший
вложить средства во внесенные в листы фондовые ценности, вместе с
ними автоматически приобретает и полный набор преимуществ, которые
песет в себе комплекс средств защиты, предлагаемый фондовыми
биржами. Фондовая биржа, однако, не гарантирует доходность инвестиций
в акции компаний, прошедших листинг.
Получает ряд преимуществ от введения листинга и биржа. Отсев
некачественных ценных бумаг повышает стабильность и ликвидность
рынка, это ведет к увеличению числа участников торговли и их активности,
что в свою очередь способствует росту репутации биржи и ее
доходов. Процесс листинга является одним из элементов контроля за
обращением ценных бумаг на бирже и непосредственно регулируется
самой биржей, которая таким образом предохраняет заключаемые на
ней сделки от мошенничества и злоупотреблений.
В 1992— 1993 гг. некоторые российские фондовые биржи, претендовавшие
на ведущее положение на российском рынке ценных бумаг, объявили
о введении процедуры листинга. Первой среди них была Московская
центральная фондовая биржа. В то время процедура допуска цепных
бумаг к торговле на российских фондовых биржах законодательно
не регулировалась, и биржи устанавливали порядок включения ценных
бумаг в свои списки исключительно самостоятельно. В тот период в
нашей стране листинг не оказывал сколько-нибудь значительного влияния
как на оценку качества ценной бумаги с точки зрения инвестора,
так и на оценку эмитента с точки зрения партнера. Однако все чаще в
нормативных документах упоминались ценные бумаги, имеющие рыночную
котировку.
Например, покупатели — банковские структуры, владеющие ценными
бумагами, включенными в рыночную котировку, как правило, имеют
преимущество в резервировании под их обеспечение по сравнению с
ценными бумагами, такой котировкой не обладающими.
Биржи устанавливают правила для компаний-эмитентов, желающих
включить акции в биржевой список, поэтому на каждой бирже была своя
«технология» допуска ценных бумаг к котировке, различались и требования
к компаниям, желающим котировать свои акции на данной бирже.
Разрабатывая положения о листинге, российские биржи опирались на
мировой опыт.
Например, в Германии существует восемь фондовых бирж, но эмитенту
важнейших немецких ценных бумаг («национальных») достаточно
пройти процедуру листинга хотя бы в одной из них, и его акции могут
котироваться и на остальных семи. Считается, что в Германии установлены
самые либеральные требования к допуску ценных бумаг к
биржевым торгам, более строгие — в Японии и, наконец, самые жесткие
— в США.
Это, по-видимому, объясняется тем, что при допуске к биржевой торговле
ценных бумаг в Германии решающую роль играют кредитные
институты. Без их участия эмитент не может включить свои ценные
бумаги в списки биржи, и кредитные институты, сопровождающие допуск
ценных бумаг эмитента в биржевые торги, принимают на себя такую
же ответственность за качество ценных бумаг, как и их эмитенты.
Банк, стремясь избежать удара по репутации от введения в биржевой
торг «некачественной» ценной бумаги и потерять доверие клиентов,
осуществляет тщательный отбор эмитентов для продвижения их ценных
бумаг на биржу. Благодаря информационной открытости биржевого
рынка, сведения о неблагоприятном положении дел компании-эмитента
быстро становятся достоянием широкой общественности, что может
негативным образом сказаться на деятельности данного кредитного
учреждения.
Поэтому основная проблема для эмитента, желающего пройти процедуру
листинга, найти банк, который возьмет на себя ответственность
ввести его ценные бумаги на биржу. В Германии банки являются
универсальными, и их деятельность распространяется как на осуществление
банковских операций, так и па торговлю ценными бумагами, хранение
и управление ими. Банк, занимаясь подготовкой документа на
допуск, принимает на себя руководство по осуществлению этой процедуры.
Предприятие-эмитент должно просуществовать по крайней мере
три года, прежде чем оно сможет подать ходатайство о допуске своих
ценных бумаг к официальной котировке на бирже.
Вместе с подачей ходатайства представляется официально заверенная
выписка из торгового реестра, последняя регистрация устава, а также
годовые балансы и платежи за три года деятельности. Собственный капитал
компании должен составлять не менее 3,5 млн нем. марок, а
предположительная курсовая стоимость эмиссии — 2,5 млн нем. марок. Для
обеспечения достаточного уровня спроса на акции, допуск которых предусматривается,
необходимо разместить на рынке по крайней мере 25%
уставного капитала, т.е. ценные бумаги свободно обращаются на рынке,
и в них учитываются потребности биржевой торговли. При этом акция
каждого номинала и каждого вида, эмитируемая данной компанией,
проходит процедуру листинга.
Сравним условия допуска на внебиржевой
организованный или, как он называется в Германии, регулируемый
рынок. Первый критерий — срок существования акционерного общества
— не имеет значения, однако если отсутствует финансовый отчет,
банк не станет подвергать себя риску и осуществлять торговлю такими
ценными бумагами.
Собственный капитал должен составлять не менее 500 тыс. нем. марок,
а процент «распыления» акций, т.е. распространения их среди акционеров,
не менее 5%. Таким образом, это рынок акций средних и мелких
предприятий, поэтому правила допуска к торговле менее жесткие,
кроме того, в основном такие предприятия — это собственность семьи,
и банк совместно с клиентом решает, какая часть будет котироваться
на внебиржевом организованном, или регулируемом, рынке.
Для проверки соответствия параметров выпуска ценных бумаг установленным
критериям, а также постоянного анализа инвестиционных
качеств ценных бумаг на биржах создан специальный отдел — отдел
листинга, который решает следующие задачи: осуществляет экспертизу
соответствия показателей, указанных в заявке эмитента, формальным
критериям, установленным биржей, и выносит свои рекомендации.
Если в Германии процедуру листинга наряду с государственными
органами организуют банки, то в Японии окончательное решение о допуске
ценных бумаг к обращению на бирже принимается лично министром
финансов. Отличительной особенностью японской модели организации
листинга является то, что ценные бумаги могут быть включены
в котировальные листы биржи не только по заявлению эмитента, но
и по заявлению участника торговли. Однако, как было показано выше,
листинг помимо целого ряда очевидных преимуществ может иметь и
отрицательные черты для эмитента.
Развитие биржевого законодательства направлено на ужесточение
правил листинга для обеспечения больших гарантий инвесторам, поэтому
для того, чтобы акции корпорации были приняты к котировке, например,
на Нью- Йоркской фондовой бирже, корпорация должна отвечать
ряду требований. Часть из них касается количественных показателей
деятельности последней: величина активов для резидентов минимум
18 млн долл.; для слаборазвитых стран — 12 млн долл.; для стран, где
нет фондовых бирж, — 10 млн долл.; прибыль за последний балансовый
год должна составлять 2,5 млн долл., за каждый год из двух предшествующих
последнему балансовому году — не менее 2,5 млн долл. (или
суммарная прибыль за последние три года — не менее 6,5 млн долл.,
причем каждый год должен быть прибыльным); число выпущенных в
обращение акций должно составлять не менее 1,1 млн штук, число акционеров,
владеющих не менее чем 100 акциями, — 2 тыс. человек или
общее число акционеров — 2,2 тыс. человек.
Вместе с тем корпорация, отвечающая всем «количественным» требованиям, автоматически не
включается в число фирм, котирующих свои акции на бирже, так как
биржа оценивает еще и степень известности компании в масштабе страны,
место, занимаемое ею в отрасли, и т.п.
Другой тенденцией развития процедуры листинга является унификация
правил допуска ценных бумаг на биржу в пределах одной страны
путем установления одинаковых количественных и качественных критериев,
по которым происходит отбор ценных бумаг. С учетом многолетнего
опыта развития биржевой торговли в развитых странах построены
механизмы государственного регулирования, устанавливающие
минимальные общие критерии листинга для всех бирж. В России правила
листинга и делистинга, установленные биржей, должны включать
следующие требования к эмитенту ценных бумаг для занесения их в
котировальный лист первого уровня:
• размер собственного капитала эмитента ценных бумаг должен составлять
не менее 10 млн ЭКЮ;
• срок существования эмитента ценных бумаг должен быть не менее
трех лет;
• соблюдение эмитентом обязанности раскрывать информацию о своих
ценных бумагах в соответствии с Федеральным законом «О рынке
ценных бумаг» и информацию об акционерном обществе в соответствии
с Федеральным законом «Об акционерных обществах».
К ценным бумагам эмитента для их включения в котировальный лист
первого уровня должны устанавливаться следующие требования:
• ценные бумаги должны быть выпущены и зарегистрированы в соответствии
с требованиями российского законодательства;
• отчет об итогах выпуска ценных бумаг должен быть зарегистрирован
в соответствии с действующим законодательством;
• ценные бумаги должны быть свободно обращаемыми;
• наличие в торговой системе на постоянной основе котировок не
менее чем двух маркет-мейкеров;
• для акционерных обществ не более чем 60% голосующих акций
должно находиться во владении заинтересованных лиц акционерного
общества. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об
акционерных обществах» заинтересованными лицами признаются: член
совета директоров общества, лицо, занимающее должность в иных органах
управления общества, акционер, владеющий совместно с аффилированным
лицом 20% и более голосующих акций общества;
• численность акционеров общества должна составлять не менее
1000 чел.;
• минимальный объем продаж ценных бумаг в среднем за месяц по
итогам каждого отчетного полугодия не может быть менее 40 тыс. ЭКЮ.
Для включения ценных бумаг в котировальный лист первого уровня
их эмитент должен принять перед биржей обязательство соблюдать требования
по раскрытию информации в порядке и объеме, установленными
биржей.
Правила листинга и делистинга должны включать следующие требования
к эмитенту ценных бумаг для внесения их в котировальный лист
второго уровня:
• размер собственного капитала эмитента ценных бумаг должен составлять
не менее 6 млн ЭКЮ;
• срок существования эмитента ценных бумаг должен быть не менее
двух лет;
• соблюдение эмитентом обязанности раскрывать информацию о своих
ценных бумагах в соответствии с Федеральным законом «О рынке
ценных бумаг» и информацию об акционерном обществе в соответствии
с Федеральным законом «Об акционерных обществах».
К ценным бумагам эмитента для их включения в котировальный лист
второго уровня должны устанавливаться следующие требования:
• ценные бумаги должны быть выпущены и зарегистрированы в соответствии
с требованиями российского законодательства;
• отчет об итогах выпуска ценных бумаг должен быть зарегистрирован
в соответствии с действующим законодательством;
• ценные бумаги должны быть свободно обращаемыми;
• наличие в торговой системе на постоянной основе котировок не
менее чем двух маркет-мейкеров;
• для акционерных обществ не более чем 60% голосующих акций
должно находиться во владении заинтересованных лиц акционерного
общества. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об
акционерных обществах» заинтересованными лицами признаются: член
совета директоров общества, лицо, занимающее должность в иных органах
управления общества, акционер, владеющий совместно с аффилированным
лицом 20% и более голосующих акций общества;
• численность акционеров общества должна быть не менее 500 чел.;
• минимальный объем продаж ценных бумаг в среднем за месяц
по итогам каждого отчетного полугодия не может быть менее 20 тыс.
ЭКЮ.
Правилами листинга и делистинга биржи могут устанавливаться
дополнительные требования и критерии для включения ценных бумаг в
котировальные листы первого и второго уровней, а также более строгие
требования к эмитентам и их ценным бумагам по сравнению с требованиями,
изложенными в Полоукении «О требованиях, предъявляемых
к организаторам торговли на рынке ценных бумаг».
Однако в зависимости от размеров биржи, ее престижа и занимаемого
ею положения на фондовом рынке страны могут различаться числовые
величины, характеризующие соответствующие критерии. Чем выше
престиж биржи и ее значение для национального рынка ценных бумаг,
тем выше требования, предъявляемые ею к ценным бумагам и их эмитентам.
Рассматривая опыт применения листинга на пяти крупнейших
отечественных биржах, необходимо отметить, что до введения правил
листинга ФКЦБ были установлены такие качественные критерии, как
число акций в обращении, срок существования эмитента без убытков
хозяйственно-финансовой деятельности, а на четырех из них еще и минимальная
граница уставного фонда.
Вместе с тем наблюдался значительный разброс по показателям, принятым
в качестве критерия листинга как в количественном, так и качественном
отношениях. Это отличало процедуру листинга на отечественных
фондовых биржах от допуска ценных бумаг к списочной биржевой
торговле акциями в развитых странах, где критерии листинга в основном
унифицированы. Критерии, используемые на отечественных биржах,
были неоднородны, что особенно четко прослеживалось при изучении
опыта развитых фондовых рынков.
Значение унификации требований к листингу весьма велико. Пройдя
процедуру листинга на одной из бирж, эмитенты могут без особых
сложнocтeй обеспечить котировки своих ценных бумаг на другой бирже
и по существу быть включены в котировальные листы сразу нескольких
бирж. Это существенно расширяет их рыночное пространство. Например,
в Германии ценные бумаги наиболее крупных эмитентов и государственные
ценные бумаги, включенные в списки одной из восьми
фондовых бирж, могут быть автоматически допущены к обращению на
всех остальных.
В связи с этим важное значение имеет принятое ФКЦБ Положение
«О требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке
ценных бумаг», которое является первым нормативным актом, регулирующим
процесс допуска и исключения ценных бумаг из обращения на
фондовых биржах. До принятия данного Положения порядок включения
ценных бумаг в списки биржи регулировался исключительно самими
биржами.
Положением установлены обязательные минимальные требования,
предъявляемые к эмитентам и их ценным бумагам при проведении
листинга. Очень важен тот факт, что эти требования являются общими
для всех бирж. Таким образом, можно сказать, что создана единая
база, на основании которой биржи могут составлять свои правила
листинга.
Унификация требований к листингу позволяет преодолеть существующий разброс показателей, используемых при листинге на
различных биржах.
Положение устанавливает более строгие требования к эми1ен1ам
ценных бумаг в части раскрытия ими информации о своей деятельности
и своих ценных бумагах. Это ведет к большей информационной
прозрачности биржевого рынка ценных бумаг, а также позволяет более
точно определить качество ценных бумаг, предлагаемых к торговле
на бирже, что в свою очередь повышает степень защищенности
инвесторов.
Система допуска ценных бумаг к обращению должна быть достаточно
эффективной и надежно защищать инвесторов от неправомерных
действий участников биржевой торговли, на это нацелены основные
принципы ее организации, такие как:
• создание равных возможностей для участников торговли и их клиентов
при получении информации, раскрываемой в соответствии с правилами
листинга и делистинга;
• осуществление необходимых мер, предотвращающих манипулирование
ценами.
Правила листинга и делистинга ценных бумаг для включения в котировальные
листы второго уровня должны обеспечивать своевременное
исключение из котировального листа ценных бумаг, не соответствующих
установленным требованиям.
Организация процедуры листинга на отечественном фондовом рынке
в целом соответствует мировой практике. Как правило, на всех российских
биржах процедура листинга начинается с подачи заявки в отдел листинга с приложением ряда нотариально заверенных документов. Заявка
может подаваться только тем эмитентом, ценные бумаги которого размещены
и зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством.
Она представляется на фирменном бланке и должна иметь печать
и подпись руководителя, сведения о регистрируемом выпуске ценных
бумаг, наименование, номер выпуска, номинал, гарантию
достоверности представляемых в отдел листинга документов, а также
уведомление о согласии с существующими правилами допуска к листингу.
Кроме того, представляются учредительные документы, справка об
оплаченном уставном капитале, копии проспекта эмиссии установленного
образца. Ecjm акционерное общество функционирует более одного года
или является правопреемником другого юридического лица, то дополнительно
представляются бухгалтерский баланс и отчет о распределении
прибыли за последний финансовый год, заверенный независимыми аудиторами.
Как правило, биржа оставляет за собой право требовать от эмитента
представления других документов и информации, необходимой для
проведения экспертной оценки и допуска ценных бумаг к котировке. Рассмотрение
заявки обычно не превышает один месяц.
Решение о внесении в биржевой список принимают последовательно
три инстанции: отдел листинга, затем комиссия по допуску ценных бумаг
и, наконец, биржевой совет. Если принимаемое решение положительное,
биржа и акционерное общество-эмитент заключают договор (соглашение) о листинге.
Отказ в допуске ценных бумаг к обращению на бирже возможен исключительно
в случае несоответствия представленных документов законодательству
Российской Федерации и правилам листинга и делистинга.
Подписав соглашение о листинге, эмитент обязуется представлять
бирже годовые и промежуточные отчеты, сведения о трансфер- агенте и
регистраторе акций, о дивидендах и иных распределяемых доходах, а
также другую информацию, указанную в данном соглашении.
Например, одним из требований, предъявляемых к корпорациям, котирующим
акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, является периодическое
представление ими достаточно большого объема информации
инвесторам, а также периодической публичной отчетности о финансово-
хозяйственной деятельности. Публикация сведений, касающихся финансового
положения компании — один из центральных моментов как
саморегулирования, осуществляемого биржей, так и государственного
регулирования фондового рынка. Подобные требования введены и на
российских биржах.
Компания уплачивает бирже единовременный сбор за листинг, размеры
которого зависят от числа акций, включаемых в биржевой список,
и ежегодно вносит определенную сумму за поддержание листинга.
Процедура регулирования допуска к обращению ценных бумаг может
предусматривать и процедуру делистига. Она проводится на ведущих
биржах экономически развитых стран (исключение составляет
Германия) и состоит в том, что биржа с целью занщты интересов инвесторов
может временно или навсегда исключить ценные бумаги акционерного
общества из котировочного листа. Например, правилами допуска
акций корпорации к котировке, действующими на Нью-Йоркской
фондовой бирже, за последней закрепляется право приостановить
котировку акций компании или вообще исключить ее из числа котирующихся,
если появятся обстоятельства, которые совет директоров сочтет
достаточно основательными для принятия такого рода мер. Они
могут быть приняты по отношению к фирмам, отвечающим всем количественным требованиям, но имеющим неблагоприятное финансовое
состояние, поскольку банкротство компании — это удар и по репутации
биржи, где котировались ее акции.
Существуют три формы временного прекращения котировки на
бирже:
• отсрочка начала торговли — до открытия торгов биржа может приказать
трейдерам сбалансировать заказы на покупку или продажу и тем
самым определить более справедливую цену, если по какому-либо виду
акций поступило очень большое количество заказов на покупку или
продажу;
• перерыв в торговле, который объявляется в любое время, в случае
если необходимо сообщить какую-либо важную информацию;
• приостановка торговли на одну сессию и более используется, когда
нужно время, чтобы разобраться в каком-либо важном событии, или
при нарушении компанией соглашения о листинге. Торговля приостанавливается
до устранения такого нарушения или принятия решения о
делистинге ценных бумаг компании-эмитента.
Исключение ценных бумаг из котировального листа биржи (делистинг
ценных бумаг) может производиться биржей по следующим причинам:
• заявитель подал заявление на исключение ценных бумаг из
котировальною листа;
• регулирующим органом принято решение о признании выпуска ценных
бумаг несостоявшимся;
• вступило в силу решение суда о недействительности выпуска ценных
бумаг;
• ликвидирован эмитент ценных бумаг;
• истекли сроки допуска ценных бумаг к обращению на бирже;
• истекли сроки обращения ценных бумаг;
• эмитент ценных бумаг не выполнил обязательств перед биржей,
принятых при включении ценных бумаг в котировальный лист;
• показатели деятельности эмитента и объемы продаж ценных бумаг
эмитента не соответствуют требованиям, предъявляемым при включении
ценных бумаг в котировальный лист биржи.
Помимо ценных бумаг, включенных в котировальные листы, к обращению
на бирже по решению органа управления биржи могут допускаться
иные ценные бумаги, выпущенные в порядке и в соответствии с
требованиями действующего законодательства. Порядок листинга и
делистинга этих ценных бумаг, а также предъявляемые при этом требования
к эмитенту и непосредственно ценным бумагам устанавливаются
биржей самостоятельно. Отдельно биржа организует торговлю и рас-
крытие информации о данных ценных бумагах согласно принятому
Полоукению «О требованиях, предъявляемых к организаторам торговли
на рынке ценных бумаг».
Ситуацию, складывающуюся на российском фондовом рынке, можно
охарактеризовать как этап становления листинга. Хотя на многих
биржах в основном обращаются ценные бумаги, которые не прошли
установленную процедуру листинга, и различия между введением ценной
бумаги в процесс биржевой и внебиржевой организованной торговли
мало ощутимы, основные отечественные биржи, например ММВБ, а
также внебиржевые торговые площадки применяли систему листинга,
включая согласно нормативным документам ценные бумаги в котировальные
листы первого и второго уровней.
Содержание раздела
самогонные аппараты купить Готовые комплекты для приготовления самогона. Комплекты для приготовления браги. Сопутствующие товары для самогоноварения.