ФОНДОВЫЕ БИРЖИ РОССИИ 2


Глава 1 Глава 2 Глава 3

Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых
компаний.
Реформы третей четверти XIX в. создали предпосылки для появления
на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти.
Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития
местной культурно-хозяйственной жизни. Доходность на эти бумаги,
как правило, устанавливалась выше, чем по государственным
долговым обязательствам, однако с последними они не могли конкурировать.
Во-первых, это было вызвано ограниченностью их хождения как на
биржевом, так и «уличном» рынке. География их обращения была ограничена
тем регионом, где их выпускали. Во-вторых, они имели длительные
сроки обращения в 39 и 49 лет, а иногда и еще больше.
К началу 1913 г. облигационные займы имелись у 65 городов, однако
более 80% сумм по займам приходилось на восемь крупнейших городов,
в том числе Москву и Санкт- Петербург. Значительная часть этих
займов размещалась на зарубежных рынках из-за отсутствия необходимых
финансовых ресурсов на местах. Таким образом, на российском
фондовом рынке были представлены государственные долговые обязательства,
долговые обязательства городов, акции и облигации промышленных
и транспортных предприятий.
Государственные бумаги выпускались правительством как именные,
так и на предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций
государственных займов получал возможность заменить их на именные
облигации или так называемые удостоверения именной записи. Если в
первом случае проценты выплачивались предъявителю купона, то проценты
по удостоверению именной записи выплачивались только тому
лицу, на чье имя было выписано удостоверение или на его поверенного
в делах. До 1895 г. Министерство финансов не принимало никаких заявлений
об утрате купонов, затем по правилам, принятым в 1895 г., если
владелец ценной бумаги мог доказать время приобретения, время утраты
и обстоятельства, при которых утрачена ценная бумага, то можно
было рассчитывать на получение капитала и процентов по нему. Поэтому
именные ценные бумаги считались более надежными и давали
гарантию прочности владения ценной бумагой.
Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот
производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения
развития именных бумаг при превращении предъявительских в
именные все расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении
— на счет владельца бумаги.






Содержание Назад Вперед