КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
В зависимости от национального законодательства той
или иной страны, исторических традиций и особенностей формирования
национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную
роль.
Основная теоретическая и практическая проблема здесь состоит в
том, как отделить риски, свойственные обычным «классическим» банковским
операциям (депозитно -ссудным и расчетным), от рисков, возникающих
в связи с участием банков на фондовом рынке.
Мировая практика знает два подхода к проблеме сочетания обычной
банковской деятельности с деятельностью на рынке ценных бумаг.
Согласно одному из подходов, банкам должно быть запрещено заниматься
некоторыми видами профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг (брокерской, дилерской, организатора рынка), а также
должны быть существенно ограничены отдельные виды непрофессиональной
деятельности в качестве инвесторов (вложения в негосударственные
ценные бумаги, кроме дочерних банковских и финансовых
компаний).
Этот подход применяется в США, где разделение универсальных
банков на коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в.
было введено как реакция на волну массовых банкротств банков. Причиной
этих банкротств была чрезмерная активность банков по вложению
привлеченных средств клиентов в негосударственные ценные бумаги
и по предоставлению гарантий по таким ценным бумагам. Жестокий
экономический кризис и депрессия привели к массовому разорению
компаний, обесценению их ценных бумаг и как следствие — к цепочке
банкротств банков. Свою роль сыграло также отсутствие должного
государственного регулирования банковской инвестиционной деятельности.
В результате экономического кризиса система рынка ценных
бумаг и банковская система США были настолько разрушены, ослаблены
и дискредитированы, что пришлось фактически заново перестраивать
систему государственного регулирования финансового рынка (как
рынка ценных бумаг, так и банковской системы). На этом фоне концепция
разделения банков на коммерческие и инвестиционные (так называемый
«закон Гласса — Стигала») была легко принята и, надо отдать
должное, в течение нескольких десятилетий успешно решала поставленную
перед ней задачу — защиту средств массовых вкладчиков от рисков,
свойственных инвестициям в ценные бумаги.
В течение последнего десятилетия в США наблюдается «размыванием
границ между инвестиционными и коммерческими банками путем принятия
постепенных поправок в законодательство, расширяющих компетенцию
коммерческих банков, а также путем внедрения новых видов банковских
операций (особенно с производными финансовыми инструментами),
которые прямо не подпадают под существующие ограничения.
Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетают
обычные банковские операции с большинством операций на рынке ценных
бумаг (как профессиональных, так и непрофессиональных). Taкой
подход преобладает в европейских странах и принят в качестве основного
для будущей объединенной Европы.
Согласно этому подходу, ограничение риска банковских инвестиционных операций должно осуществляться не «хирургическими» методами прямого разделения функций,
а путем введения специальных «встроенных» ограничителей, дестимулирующих чрезмерные инвестиции банков в ценные бумаги, путем надлежащего
государственного контроля за банковской деятельностью, а
также повышенного внимания к проблеме конфликта интересов при операциях
на финансовых рынках.
В наиболее завершенном виде этот подход преобладает в Германии,
где по законодательству исключительно банковские организации имеют
право на основании специальной лицензии работать с финансовыми
средствами клиентов как в области «классических» банковских операций,
так и в области инвестиционной деятельности и обслуживания такой
деятельности (например, в качестве депозитариев).
Под влиянием конкуренции в Европе некоторые банки сами внедряют
в свою деятельность концепцию специализации и разделения различных
банковских функций по разным филиалам и дочерним обществам. При
этом, однако, необходимо подчеркнуть принцип добровольности, самостоятельности
в выборе банковской стратегии, законодательно закрепленную
возможность при необходимости сочетать разные банковские
операции в рамках одного юридического лица.
С момента возрождения современной российской банковской системы
(конец 8()-х — начало 90-х годов) законодательство придерживалось
второго подхода — универсальности банков.
По банковскому законодательству банки в России являются универсальными
банками, т.е. совмещают обычные банковские операции с
операциями на рынке ценных бумаг (непрофессиональными и профессиональными).
Российские банки осуществляют непрофессиональные операции с
ценными бумагами по общим правилам для инвесторов и эмитентов, а
также в рамках нормативов и по дополнительным правилам, установленным
Банком России. Необходимо отметить, что Банк России регулирует
непрофессиональную деятельность банков на рынке ценных бумаг
более жестко, чем иные российские государственные органы контролируют
подведомственные им коммерческие организации.
Профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг осуществляется
по общим банковским лицензиям, выдаваемым Банком
России. При этом предполагается, что Банк России как единый надзорный
и контрольный орган имеет все полномочия проверять и при необходимости
регламентировать профессиональную деятельность банков,
в том числе и на рынке ценных бумаг. У Банка России для этого есть
возможность требовать обычную и специальную отчетность, право назначать
банковские проверки и при необходимости применять к банкам
санкции (как легкие, так и серьезные, вплоть до отзыва лицензии и ликвидации
банка).
Кроме того, по действующему российскому валютному законодательству
только банки, получившие на основании лицензии Банка России
право на ведение валютных операций, могут беспрепятственно осуществлять
как профессиональную, так и непрофессиональную деятельность
на зарубежных финансовых рынках.
При этом Банк России применяет ряд ограничений на инвестиционные
операции банков — повышенные коэффициенты риска при расчете
соотношения собственных средств банков и различных статей их
активов, а также значительные требования к созданию внутренних
банковских резервов под потенциальное обесценение вложений в ценные
бумаги.
Деятельность банков как инвесторов и эмитентов на рынке ценных
бумаг регулирует Банк России, включая установление правил бухгалтерского
учета и техники проведения операций.
Современное состояние дел на российском фондовом рынке позволяет
предположить, что в обозримом будущем банки будут занимать лидирующее
место как среди эмитентов и институциональных инвесторов,
так и среди профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Например, на рынке государственных ценных бумаг банки самые
активные покупатели при их первичном размещении. Основной оборот
вторичного рынка с государственными ценными бумагами осуществляется
банками. Последние активно начинают приобретать акции предприятий
в целях создания финансово-промышленных групп и закрепления
своего влияния на производящие отрасли экономики.
Кроме того, инфраструктура российского фондового рынка будет
развиваться в дальнейшем за счет того, что именно банки будут предоставлять
массовым клиентам и другим профессиональным торговцам
услуги в области депозитарной, расчетно-денежной и клиринговой деятельности.
Итак, коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности
и все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные
действующим законодательством, как то:
• выступать в роли эмитентов и институциональных инвесторов;
• осуществлять брокерскую и дилерскую деятельность;
• управлять инвестициями фондами;
• проводить расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг;
• организовывать депозитарное обслуживание;
• предлагать консалтинговые услуги и т.п.
Содержание раздела