Глава 1   Глава 2

Индикаторы консенсуса


Большинство игроков держит свое мнение о рынке при себе, но журналисты и авторы бюллетеней извергают его на окружающих, как незакрытые пожарные гидранты. Некоторые писатели очень остроумны, но у обоих групп очень плохой послужной список как у игроков.

Журналисты и авторы бюллетеней слишком переоценивают установившиеся тренды и пропускают основные поворотные пункты. Когда эти группы склоняются к "быкам" или "медведям", разумно сыграть против них. Поведение групп проще, чем у отдельных личностей.

Индикаторы консенсуса, так же известные как индикаторы противоположного мнения (Contrary Opinion), не столь точны, как индикаторы следования за трендом и осцилляторы. Они просто привлекают ваше внимание к возможности разворота тренда. Когда вы получите от них сообщение, используйте технические индикаторы, чтобы уточнить момент вступления в игру.

Пока в толпе на рынке есть разногласия, тренд может продолжаться. Когда толпа достигла консенсуса, тренд готов пойти вспять. Когда толпа сплошь переходит к "быкам", пора продавать. Когда толпа в значительной степени переходит к "медведям", выгодно готовиться покупать.

Основы теории противоположного мнения были заложены Шарлем Маккеем, юристом из Шотландии. В своей книге «Необычайно популярные заблуждения и сумасшествия толпы» он описал поведение толпы во время мании тюльпанов в Голландии и во время мыльного пузыря южных морей в Англии. Хемфри Б. Нэйл применил теорию противоположного мнения к акциям и другим финансовым рынкам. В своей книге «Искусство противоположного суждения» он объясняет, почему большинство должно ошибаться во время основных поворотов рынка. Цены устанавливаются толпой и, к тому времени, как все стали "быками" уже нет новых покупателей, необходимых для поддержания рынка "быков".

А.В. Кохен, Нью-Йоркский адвокат, выдвинул идею опроса рыночных консультантов и использования их ответов как приближения к мнению всей массы игроков. Кохен был скептиком, который провел годы на Wall Street и видел, что консультанты, как группа, выступают ничуть не лучше рыночной толпы. В 1963 году он основал службу «Разведка инвестора», которая отслеживала авторов информационных бюллетеней. Когда большинство из них склонялось к "медведям", Кохен определял, что есть возможность покупать. Возможность продавать определялась по сильной тяге авторов к "быкам". Джеймс X. Сиббет применил эту теорию к сырьевым рынкам. В 1964 году он основал консультационную службу «Голос рынка». Он изучал мнения консультантов и дополнительно присваивал им вес пропорционально числу их подписчиков.





- Начало -  - Назад -  - Вперед -