d9e5a92d

Рейтинг долговых обязательств субъектов РФ


Применим то, что сделано нами в [53 - 77], к исследованию кредито-
способности субъектов Росиийской Федерации. С недавних пор этот вопрос
получил дополнительную актуальность. Дело в том, что с 2004 года накопительная
составляющая трудовой пенсии, согласно закону [3], будет инвестироваться в
разрешенные фондовые активы российских и зарубежных эмитентов, в том числе и
в долговые обязательства субъектов РФ. И, чем лучше финансово-экономическое
состояние региона, тем больше он, в принципе, может разместить своих
обязательств.
Следует ожидать, что в ближайшее время регионы, которые еще могут
рассчитывать на инвестиции (таких в РФ чуть меньше половины), будут приводить
свои бюджеты в относительный порядок, чтобы рассчитывать на дополнительные
инвестиции. И им важно знать, что в оценке параметров регионального бюджета
следует считать «хорошим», а что . «плохим», что следует поощрять, а с чем
предстоит всемерно бороться. И, как всегда, встает вопрос о выработке единого
показателя кредитоспособности региона. Все перечисленные задачи в настоящей


работе нами решены.
Для регионов, в отличие от предприятий, инвестиции имеют во многих
случаях более важное значение, поскольку от них зависит не только рост
экономического потенциала, но и состояние социальной сферы, определяющей в
том числе и политическую ситуацию. Пенсионные капиталы, оставленные для
инвестирования в регионах, - это, несомненно, фактор не только экономической, но
и политической консолидации общества.

Несмотря на то, что в стране имеется достаточно большое количество финансовых ресурсов, инвестиционная активность находится на недостаточном уровне. C одной стороны, регионы испытывают острую необходимость в привлечении инвестиций, а с другой стороны, инвесторы (в том числе банки) не готовы к активному вложению средств в регионы. И это понятно, т.к. существует дефолтный риск, который гораздо больше, чем в случае гособязательств. Известно уже множество примеров срыва выполнения обязательств по долгам субъектов РФ. Беспрецендентен случай, когда целый регион (Ульяновская обл.) фактически был объявлен банкротом в 2002 году.
Одним из ключевых факторов, препятствующих успешному развитию процесса привлечения заимствований регионами, является их слабая информационная прозрачность. Возможно, именно отсутствие качественной информации о платежеспособности региона является важнейшей причиной неразвитости рынка региональных облигаций.
Как показал анализ исполнения бюджетов субъектов РФ по итогам 2001 года, проведенный Рйтинговым центром АК&М, 16 из них не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ по количественным показателям. Нет единообразного подхода в отражении показателей, что обуславливает разночтения и затрудняет контроль. Часто не приводятся данные об обязательствах региональной Администрации, что является ключевыми параметрами при решении вопроса о способности расплачиваться по долгам. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Минфина, по состоянию на 1.01.2002 года 23% субъектов РФ не указали объем государственного долга в отчетах об исполнении бюджетов.
Безусловно, потенциальные инвесторы, принимающие решение о направлении вложения средств, воспринимают низкую информационную прозрачность как весомый фактор риска. Кроме того, анализ даже «информационно прозрачного» региона представляет собой довольно серьезную проблему. Обилие бюджетных и макроэкономических показателей, неформализуемых объективных и субъективных факторов затрудняет получение адекватных оценок надежности региона как заемщика.
Для определения надежности и качества заемщика в мировой практике используются кредитные рейтинги. Здесь возможны два подхода: один предполагает оценку риска невыполнения своих обязательств с присвоением соответствующей рейтинговой категории в виде буквенно-цифрового кода для каждого рейтингуемого региона; другой предусматривает оценку относительной кредитоспособности, позволяющей провести сравнение различных субъектов федерации между собой.

Сам процесс присвоения рейтинга, то есть оценки возможности и желания администраций регионов своевременно и в полном объеме расплачиваться по долгам или, другими словами, оценки вероятности неисполнения обязательств перед кредиторами, довольно сложен. Для качественной оценки вероятности неисполнения заемщиком своих финансовых обязательств необходимо изучение большого количества информационных материалов, включая анализ множества экономических показателей региона, характеризующих возможность аккумулирования денежных средств, а следовательно, возможности расплачиваться по долгам, а также изучения кредитной истории, контактов с региональными властями, кропотливого анализа множества неформальных факторов и оценки субъективных предпосылок, главнейшей из которых является желание администраций регионов выполнять свои обязательства.
Чтобы свести все факторы, необходимые для анализа, в один комплексный фактор оценки кредитоспособности (риска банкротства) региона, Рейтинговым центром АК&М была разработана хорошая методика [86], основанная на свертке частных рейтингов отдельных факторов с предустановленными весами. Мы решили адаптировать эту методику к нечетко-множественной постановке задачи,
где проводится распознавание уровня каждого фактора, а веса факторов в свертке определяются по правилу Фишберна [53]. В методике AK&M для построения формального рейтинга использовались 2 группы критериев:
 Критерии, определяющие финансовое состояние региона (базируются на данных месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ по состоянию на 1 января 2002 года, а также данные региональных Администраций об объемах государственного долга);
 Критерии, определяющие уровень экономического развития региона и создающие предпосылки формирования доходной части бюджета (базируются на данных Госкомстата по состоянию на 1 января 2002 года).
Источником информации об исполнении бюджетов субъектов РФ является Министерство финансов РФ.



   Содержание раздела