Методы ассоциаций и аналогий предполагают активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека. К этим методам относятся метод фокальных объектов и метод гирлянд случайных ассоциаций.
Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Этот метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем. Он позволяет, например, быстро найти идеи новых совершенно необычных товаров, способов обслуживания в супермаркетах, новых способов управления.
Метод генерирования случайных ассоциаций формализован двумя алгоритмами.
Алгоритм 1.
Перед началом работы алгоритма задается следующая информация:
А — список объектов;
В — список признаков;
С — матрица связей А и В, причем Сij = 1, если i-й объект обладает j-м признаком, в противном случае Сij = 0.
Работа алгоритма заключается в случайном выборе объекта из списка А и всех его признаков из списка В. В результате получается случайная ассоциация "объект — признаки". Следующая ассоциация получается независимо от предыдущей.
Алгоритм 2.
Входная информация в этом алгоритме совпадает с входной информацией алгоритма 1.
Выполняются следующие процедуры:
1. Случайный выбор из списка А объекта а.
2. Выбор из списка В всех признаков объекта а. Результат — список Ba.
3. Случайный выбор из списка Ba признаков b.
4. Выходные данные: а, Ba, b.
5. Выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b. Результат — список Аb.
6. Случайный выбор из списка Аb объекта а.
7. Перейти k раз к процедуре 2.
8. Конец.
На каждой итерации алгоритма пользователю выводится очередная случайная ассоциация "объект — признаки — случайный признак". Результатом работы является гирлянда ассоциаций длины k. Последовательность объектов в гирлянде характерна тем, что соседние объекты имеют общий признак.
Оригинальность и допустимость идей, получаемых на основе случайных ассоциаций, существенно зависят от входных списков А и В. При этом, чем больше пересечение признаков фокального объекта со списком В, тем больше вероятность получения допустимой идеи и меньше — оригинальной.
Рассмотрим пример генерирования случайных ассоциаций при решении задач по созданию нового потребительского товара.
Исходная информация:
А = а1 — авторучка,
а2 — фонарь,
a3 — радиоприемник,
a4 — часы.
В = b1 — стеклянный,
b2 — светотепло излучающий,
b3 — многоцветный,
b4 — плавающий,
b5 — встроенный,
b6 — гигантский,
b7 — миниатюрный,
b8 — источник энергии — тепловая энергия, излучаемая телом человека.
Матрица С связей А и В для рассматриваемого примера имеет следующий вид:
Выполняемые процедуры:
1. Случайный выбор из списка А объекта:
a2 — фонарь.
2. Выбор из списка В всех признаков объекта а2.
3. Случайный выбор из списка
b4 — плавающий.
4. Выходные данные:
a2 — фонарь;
b4 — плавающий.
5. Выбор из списка А всех объектов, обладающих признаком b.
6. Случайный выбор из списка
a3 — радиоприемник.
После первой итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид:
а2 — фонарь,
в4 — плавающий,
a3 — радиоприемник.
Признак b4 является общим для объектов а2 и а3.
7. Переход к процедуре 2.
Результат — список
8. Случайный выбор из списка
b8 — источник энергии — тепловая энергия.
9. Выходные данные:
а3 — радиоприемник;
b8 — источник энергии — температура тела человека.
10. Выбор из списка А всех объектов с признаком b8:
11. Случайный выбор из списка
a4 — часы.
После второй итерации гирлянда случайных ассоциаций имеет следующий вид:
а2 — фонарь,
b4 — плавающий,
а3 — радиоприемник,
b8 — источник энергии — температура тела человека,
a4 — часы.
В результате двух итераций алгоритма возникшие ассоциации от синтезированной гирлянды позволяют сгенерировать следующие идеи потребительского товара:
• фонарь для подводного плавания;
• радиоприемник для плавания с источником энергии от температуры тела человека;
• часы с подзарядом от тепловой энергии, излучаемой телом человека.