В декабре 1978 г. Агентство по охране окружающей среды сделало правильный, с нашей точки зрения, шаг, когда с помощью новых инструкций открыло большую свободу для поиска баланса между различными источниками загрязнения. Вместо того, чтобы устанавливать жесткие ограничения на допустимые выбросы для определенных производственных процессов, контрольные агентства разрешили фирмам нарушать ограничения на одном процессе, если они могли это компенсировать, уменьшая выбросы на другом процессе. При такой политике фирмы могли понизить издержки по достижению целевого уровня качества окружающей среды, допуская рост выбросов там, где контроль наиболее дорог, и уменьшая их там, где сокращения возможны с наименьшими издержками. Некоторые должностные лица в АООС выступили также с предложением, чтобы фирмам разрешили покупать и продавать права на загрязнение воздуха, - предложением, которое точно следует принципам, описанным в данной главе. В сущности, это уже практиковалось там, где компании, построившие заводы в каком-то районе, удовлетворяли требования стандартов по качеству воздуха, платя другим компаниям за сокращение их выбросов. Это очень разумно. Почему нефтедобывающая компания должна платить 150 млн. долл. за очистное оборудование на нефтеперерабатывающем заводе, если она может добиться такого же качества воздуха, построив собственный завод без очистительного оборудования и купив за 75 млн. долл. такое оборудование для соседней электростанции?
К сожалению, отчеты АООС не всегда свидетельствуют о глубоком понимании экономических принципов, продемонстрированных в перечисленных предложениях о стимулировании компромиссов и обмена в программах по контролю за загрязнением. В марте 1979 г. АООС выпустила отчет, который должен был показать, что полные экономические выгоды, связанные с очищением воздуха от загрязнения промышленными дымовыми трубами, превышают полные издержки. Отчет был ответом на жалобы, поступающие от других правительственных официальных лиц и агентств, на то, что инструкции АООС часто игнорируют проблему стоимости.
Характер ответа АООС говорит о том, что смысл упреков не был понят. Мы не узнаем ничего оущественного, когда выясняем, что издержки, связанные с контролем за загрязнением воздуха заводами в 1977 г., были равны 6,7 млрд. долл. и что соответствующие выгоды, выраженные в более высокой производительности и низких медицинских расходах, составляют 10 млрд. долл. Значение имеют предельные издержки и предельные выгоды, которые, как ожидается, будут связаны с принятием определенного регулирующего постановления. Новое решение АООС, которое добавляет 3 млрд. долл. к издержкам и 1 млрд. долл. к выгодам, остается неверным даже при том, что полные выгоды по-прежнему выше полных издержек. Полные и средние величины просто не имеют отношения к экономическим решениям. Обгоревший на солнце человек должен уйти с солнца, даже если исследования издержек и выгод показывают, что "выгоды", которые загар приносит людям, намного превосходят его издержки.
В точке B полные выгоды больше полных издержек, но разница между выгодами и издержками будет еще больше в точке А.