Финансовый счет органов государственного управления составляется как для финансовых активов и пассивов данного сектора, так и для отражения финансовых операций резидентов страны с Остальным миром.
Как для активов, так и для пассивов (обязательств) используется одна и та же классификация операций. Каждой статье актива в счетах соответствует определенная статья обязательств.
Специфика финансового счета сектора государственных учреждений состоит в том, что в нем (как и в счете по экономике в целом) отражается позиция монетарное золото и СДР. Это объясняется тем, что только государство (ЦБ) является хранителем золотого запаса страны и СДР (СПЗ).
Балансирующая статья чистое кредитование/чистое заимствование переносится из счета операций с капиталом.
Для сектора органов государственного управления, как и для других секторов экономики, составляется счет прочих изменений в объеме активов и счет переоценки. Содержание и функции этих двух счетов приведены в разделе счетов сектора нефинансовых предприятий.
Общая величина государственных расходов равна расходам на конечное потребление органов государственного управления плюс государственные инвестиции, выплаченные трансферты и прочие расходы государства (например, выплата процентов). Доходы и расходы сектора государственных учреждений находят свое отражение не только в госбюджете, но и в других источниках.
По методологии СНС ООН сектор некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих домашние хозяйства, определяется как совокупность всех резидентных НКО, которые предоставляют продукты или услуги домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.
В конкретных условиях Российской Федерации в сектор НКО включаются общественные организации, удовлетворяющие индивидуальные потребности населения (главным образом в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. п.) и коллективные потребности (политические партии, профсоюзные организации, общества, ассоциации и другие общественные организации).
При включении общественных организаций в этот сектор ставится условие, чтобы экономическая единица обслуживала в первую очередь домашние хозяйства и не финансировалась, и не контролировалась органами государственного управления. В сектор включаются только те институциональные единицы, которые ведут полный набор бухгалтерских счетов и являются независимыми юридическими лицами, т. е. могут самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать финансовые обязательства, имеют право заключать договоры.
К данному сектору не относятся общественные организации коммерческого типа, включающие торговые палаты, организации предпринимателей и другие, занимающиеся деятельностью, представляющей интерес и приносящей пользу для определенной группы коммерческих предприятий.
В данный сектор включаются подразделения предприятий и организаций, оказывающих социально-культурные услуги в основном работникам этих предприятий, которые условно рассматриваются как некоммерческие организации, получающие средства в виде трансфертов в натуре от предприятия-учредителя, например ведомственные жилища, больницы, поликлиники, клубы, стадионы и т. п.
Важным источником доходов для всех институциональных единиц этого сектора являются доходы от собственности.
Специфическим для сектора НКО является то, что включенные в него общественные организации получают средства в виде добровольных взносов и платежей. Институциональные единицы, во владении и под контролем которых они находятся, не имеют права на долю получаемых ими доходов.
В общественных организациях учредители не могут быть держателями акций, дающих право претендовать на прибыль или капитал.
Другая специфика этого сектора состоит в том, что услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, потребляются ими самими. В то же время конечное потребление организации этого сектора приравнивается к издержкам, связанным с оказанием этих услуг.
Таким образом, нерыночные услуги сектора НКО обычно не являются объектом купли и продажи, они не приносят прибыли и не воплощаются в продуктах. Поэтому данные услуги оцениваются по себестоимости, т. е. по объему издержек на их осуществление, включая амортизационные отчисления.
Специфическим для сектора НКО является отсутствие собственного фактического потребления; все его расходы на потребление относятся к категории индивидуального потребления и поэтому включаются в фактическое потребление сектора домашних хозяйств.
Составление счетов СНС по сектору НКО проводится с целью исследования потоков его доходов и расходов, финансовых активов и пассивов, определения его места среди других секторов экономики и его влияния на развитие всей экономики страны.
Для сектора НКО должны составлять следующие счета: счет производства; счет первичного распределения доходов; счет вторичного распределения доходов; счет использования доходов и счета накопления.
Счет производства. Отражает результаты производственной деятельности общественных организаций.
В ресурсной части счета сектора НКО, как и в счете производства сектора государственных учреждений, выпуск продукции показывается с выделением выпуска рыночной продукции, продукции для собственного конечного потребления и прочей нерыночной продукции. Схема счета имеет следующий вид (табл.
10.19).
Таблица 10.19
Счет производства некоммерческих организаций
Использование | Ресурсы |
Промежуточное потребление Выпуск продукции в основных ценах Валовая добавленная стоимость Рыночная продукция Потребление основного капитала Продукция, производимая для собственного конечного потребления Чистая добавленная стоимость Прочая нерыночная продукция |
Валовой выпуск услуг сектора НКО оценивается по текущим затратам, связанным с осуществлением их основной (уставной) деятельности, включающим расходы на содержание платного аппарата, хозяйственные и организационные расходы и т.п.
Расходы на оказание материальной помощи домашним хозяйствам в денежной и натуральной форме не относятся к текущим затратам и соответственно к выпуску общественных объединений, а рассматриваются как текущие трансферты (см. дальше счет вторичного распределения доходов).
Культурно-просветительные, спортивные учреждения, санатории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, находящиеся в собственности общественных объединений, рассматриваются как их подсобные заведения, и их производство относится к вспомогательной деятельности.
Сектор НКО оказывает и рыночные услуги, поэтому, когда это возможно, следует проводить различие между рыночными и нерыночными услугами изучаемого сектора.
Общественные организации, входящие в этот сектор, иногда производят в небольших размерах обычные товары. Если при этом отдельно не организован бухгалтерский учет, то это производство учитывается как вспомогательная деятельность сектора НКО.
Нерыночная продукция, предоставляемая бесплатно, оценивается по ее себестоимости. Все нерыночные услуги сектора НКО в СНС оцениваются по сумме издержек производства.
Общий выпуск нерыночных услуг определяется остаточным методом: как разница между объемом всего выпуска продукции услуг и объемом выпуска рыночных услуг. Выпуск по религиозным организациям может быть определен условно в размере их доходов по данным налоговой инспекции исходя из суммы полученных от этих организаций налогов на доходы и налоговой сетки.
Налоги на услуги сектора НКО обычно принимают форму косвенных налогов, взимаемых с организаций этого сектора в связи с оказанием платных услуг, а также форму налогов, связанных с импортной пошлиной, акцизными сборами, налогов на имущество и землю, на транспортные средства, на экзамены для получения водительских прав за счет организаций и др. Если данный сектор получает от других секторов экономики разного рода субсидии, то на эту сумму корректируется объем налогов в. сторону уменьшения, и таким образом определяется статья Чистые налоги на услуги, которая регистрируется в данном счете.
Если наемные работники используют товары или услуги для выполнения своей работы, то эти товары относятся к промежуточному потреблению и оцениваются в ценах конечного потребления. Расходы на услуги, производимые для собственного промежуточного потребления, принимаются в той же условной оценке, что и в расчетах выпуска услуг.
Расчет промежуточного потребления сектора НКО:
1. Материальные затраты общественных организаций.
2. Оплата материальных услуг.
3. Оплата нематериальных услуг.
4. Разные потери продуктов в пределах норм.
5. Расходы на командировки (частично).
6. Другие затраты промежуточного характера.
_________________________________________________________________
Итого промежуточного потребления (п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4 + п. 5 + п. 6).
Для общественных учреждений и организаций, не производящих амортизационные отчисления, износ основных фондов определяется расчетно на основе норм амортизационных отчислений для аналогичных видов основных фондов, по которым рассчитывается амортизация.
К счетам первичного распределения доходов сектора НКО относятся: счет образования доходов и счет распределения первичных доходов.
В счете образования доходов сектора НКО отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства, которые приводят к формированию первичных доходов его участников: оплата труда, чистые налоги на производство, валовая прибыль предприятий.
Оплата труда наемных работников сектора НКО складывается из двух основных компонентов:
а) заработной платы;
б) отчислений работодателей на социальное страхование.
Налоги на производство и импорт в общественных организациях сектора НКО принимают форму налогов на разные платные услуги, на рекламу, лицензионного сбора за право проведения местных аукционов и др. Могут также иметь место налоги на импорт и экспорт определенных услуг.
Счет первичного распределения доходов сектора НКО. Счет отражает потоки доходов (прежде всего прибыль и смешанный доход, оплату труда и налоги), получаемых в результате производственной деятельности.
При этом потоки доходов и расходов отражаются в данном счете как валовые, а не как сальдо (т.е. отдельно в доходах и отдельно в расходах).
В разделе ресурсов счета показываются основные виды полученных общественными организациями первичных доходов: доходы (прибыль) от производства и доходы от собственности.
Прибыль (доходы) от производства переносится из счета образования доходов.
Доходы от собственности общественных организаций включают следующие виды доходов, получаемых ими в связи с предоставлением в пользование финансовых или нематериальных непроизведенных активов: проценты, распределяемый доход предприятий, реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций, доход от собственности, вмененный держателям страховых полисов, рента.
В случае владения финансовыми активами (денежными средствами), землей и нематериальными нефинансовыми активами (авторскими правами, патентами и др.) общественные организации могут получать доходы от собственности от других секторов экономики.
Распределенный доход общественных организаций включает дивиденды и изъятия дохода владельцем предприятия.
Первичные доходы, кроме ренты, могут получаться от нерезидентов и выплачиваться им. Разница между суммой первичных доходов, полученных от нерезидентов и уплаченных им, представляет собой сальдо доходов из-за границы.
Счет вторичного распределения доходов. Имеет важное значение для сектора НКО, поскольку значительную часть своих доходов сектор получает в виде трансфертов.
Сектор является также значительным источником трансфертов домашним хозяйствам (табл.
10.20).
В счете вторичного распределения доходов отражаются отчисления работников в условные фонды работодателя, а также выплаты работодателей социальных пособий из этих условных фондов. В этом счете показаны трансферты (подлежащие получению или передаче) в ресурсах и в использовании данного счета.
Текущие налоги на доходы, богатство и др. общественных предприятий представляют собой налоги, регулярно выплачиваемые этими предприятиями в связи с получением прибыли и других доходов, владением имуществом и другими причинами. По существующему законодательству многие общественные организации освобождаются от уплаты налогов на прибыль и других налогов.
В частности, к ним относятся общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения, благотворительные фонды, организации воинов-интернационалистов и их предприятия и другие общественные организации.
Таблица 10.20
Счет вторичного распределения доходов
Использование | Ресурсы |
Текущие подоходные налоги, налоги на имущество и т.п. | Сальдо первичных доходов |
Прочие текущие налоги | Отчисления на социальное страхование |
Социальные пособия, кроме социальных трансфертов в натуральной форме |
|
Пособия по частным программам социального страхования с созданием специального фонда | |
Социальные пособия наемным работникам из программ без создания специального фонда | |
Другие текущие трансферты | |
Чистые страховые премии (кроме страхования жизни) | |
Разные текущие трансферты | Текущие трансферты |
Располагаемый доход |
Страховые возмещения (кроме страхования жизни) Разные текущие трансферты |
Сектор НКО, как и другие сектора экономики, производит отчисления в фонд социального страхования. Эти отчисления записываются в счете образования доходов сектора НКО как компонент оплаты труда наемных работников сектора, а затем в счете вторичного распределения доходов как текущий трансферт от домашних хозяйств в фонд социального страхования работодателя.
В свою очередь, сектор НКО переводит эти же суммы в государственные фонды социального страхования. По-другому отражаются в СНС условно исчисленные отчисления на социальное страхование. Они отражаются в счете образования доходов данного сектора как компонент оплаты труда наемных работников.
В счете вторичного распределения доходов показывается, что работники делают в той же сумме отчисления в условные фонды работодателя, а также что работодатель (НКО) делает выплаты социальных пособий из этих условных фондов.
Затем все это отражается в счете вторичного распределения доходов сектора НКО как текущие трансферты.
В секторе НКО пособия по социальному страхованию включают те пособия, которые предоставляются непосредственно общественными организациями своим наемным работникам, а пособия по социальной помощи представляют собой выплаты, производимые общественными организациями своим работникам помимо фондов социального страхования, если они не имеют права на получение пособий по социальному страхованию или если эти пособия недостаточны.
Общественные организации выплачивают за счет своих средств те же виды социальных пособий (в денежной и натуральной форме), что и другие предприятия и организации.
Прочие текущие трансферты включают:
страховые платежи (кроме платежей по страхованию жизни);
страховые возмещения (кроме возмещении по страхованию жизни);
текущие трансферты в связи с международным сотрудничеством;
другие текущие трансферты.
Балансирующей статьей счета вторичного распределения доходов сектора НКО является статья Располагаемый доход, которая выводится из сальдо первичных доходов сектора.
Счета использования доходов. Особенность сектора Некоммерческие (общественные) организации, обслуживающие домашние хозяйства состоит в том, что условно считается, что услуги, предоставляемые этими организациями, потребляются ими самими, одновременно они являются и производителями этих услуг.
Таким образом, валовая добавленная стоимость (ВДС) этого сектора не разделяется на накопление и конечное потребление.
Условно вся ВДС идет на конечное потребление в самом секторе и в секторе Домашние хозяйства. Поэтому конечное потребление в этом секторе приравнивается к издержкам, связанным с оказанием этих услуг, включая потребление основного капитала сектора.
Объем валовой добавленной стоимости сектора как источника образования конечного потребления отражается в счете производства услуг этого сектора. При этом в конечное потребление сектора не включается весь объем производимых услуг организаций, входящих в данный сектор.
Следует корректировать в сторону уменьшения на сумму услуг, оплаченных населением, предприятиями и организациями.
Счет использования доходов для этого сектора состоит из трех счетов: счет использования располагаемого дохода; счет перераспределения доходов в натуре; счет использования скорректированного располагаемого дохода.
Счет использования располагаемого дохода сектора НКО. В счете показано, как общественные организации распределяют свой располагаемый доход между расходами на конечное потребление и на сбережения. Все расходы сектора на конечное потребление являются расходами на индивидуальное потребление.
Схема имеет .следующий вид (табл.
10.21).
Таблица 10.21
Счет использования располагаемого дохода
Использование | Ресурсы |
Расходы на конечное потребление Расходы на индивидуальное потребление Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах Сбережение |
Располагаемый доход |
В ресурсном разделе счета записывается сумма располагаемого дохода, которая переносится из счета вторичного распределения дохода сектора. В разделе использования показываются расходы сектора НКО на конечное потребление и сбережения.
В счете отражаются расходы на конечное потребление сектора НКО, а не их фактическое потребление. Расходы сектора НКО, предоставляемые домашним хозяйствам в качестве социальных трансфертов в натуре, представляют собой расходы на конечное потребление этих организаций.
В этой части счета производится поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах.
Сбережения это балансирующая статья, представляющая собой ту часть располагаемого дохода, которая не потрачена на разные нужды, связанные с конечным потреблением. Сбережение сектора НКО может быть положительной или отрицательной величиной в зависимости от того, превышает ли располагаемый доход расходы на конечное потребление или наоборот.
Расходы на конечное потребление сектора НКО условно относятся к расходам на индивидуальное потребление и финансируются в основном за счет членских взносов, добровольных взносов и пожертвований.
Необходимо проводить различие между расходами НКО на конечное потребление и затратами на промежуточное потребление товаров и услуг исходя из того, что выпуск услуг сектора НКО равен сумме затрат на промежуточное потребление, оплату труда, налоги на производство и потребление основного капитала.
Расходы на конечное потребление сектора НКО охватывают:
стоимость нерыночных услуг, оказываемых для индивидуального потребления;
стоимость товаров и услуг, купленных организациями НКО у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам в соответствии с программой социального страхования и социальной помощи (социальные трансферты в натуре).
Расходы на конечное потребление сектора НКО, т. е. его валовой выпуск, условно относятся к расходам на индивидуальное потребление. Они включают текущие расходы на нерыночные услуги и товары.
Расчет текущих расходов сектора НКО:
1. Промежуточное потребление
2. Оплата труда
3. Прочие налоги на производство
4. Итого текущих расходов (п. 1 + п. 2 + п. 3)
5. Потребление основного капитала
6. Итого расходов, включая потребление основного капитала (п.4+п.5)
7. Продажа рыночных услуг
8. Покупка товаров и услуг для передачи домашним хозяйствам (социальные пособия в натуре)
9. Итого расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (п. 6 п. 7 + п. 8).
Ввиду отсутствия прямых отчетных данных о текущих расходах общественных организаций и различных фондов они могут быть определены расчетным путем.
Счет перераспределения доходов в натуре. Для сектора НКО, обслуживающих домашние хозяйства, как и для сектора органов государственного управления, в счете отражается весь объем социальных трансфертов в натуральной форме, передаваемых НКО сектору домашних хозяйств.
Этот счет имеет следующий вид (табл. 10.21).
Таблица 10.21
Счет перераспределения доходов в натуральной форме
Использование | Ресурсы |
Социальные трансферты в натуральной форме Располагаемый доход Социальные пособия в натуральной форме Пособия по социальной помощи в натуральной форме Трансферты индивидуальных нерыночных товаров или услуг Скорректированный располагаемый доход |
Некоторую специфику имеет показатель социальных трансфертов в натуральной форме сектора НКО, включающий:
стоимость индивидуальных нерыночных услуг, предоставляемых домашним хозяйствам некоммерческими (общественными) организациями бесплатно или по льготным ценам (например, услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.). Эти услуги рассматриваются как индивидуальные;
стоимость потребительских товаров и услуг, купленных некоммерческими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам (социальные пособия в натуре);
стоимость социально-культурных услуг, предоставляемых подразделениями предприятий и организаций других секторов экономики в основном своим работникам (например, жилища, больницы, дома отдыха, клубы, стадионы и т. п.), которые условно рассматриваются как НКО.
Общая стоимость социальных трансфертов в натуре равна сумме расходов на конечное потребление общественных организаций, оказывающих индивидуальные услуги.
Скорректированный располагаемый доход сектора НКО это балансирующая статья счета перераспределения доходов в натуральной форме сектора НКО, которая отражает фактическую передачу товаров и услуг, предназначенных для потребления домашними хозяйствами. Эта величина выводится из величины располагаемого дохода сектора НКО путем прибавления к располагаемому доходу сектора стоимости социальных трансфертов в натуре, полученных данным сектором, и вычитания из него стоимости социальных трансфертов в натуре, переданных данным сектором, и записывается в разделе использования.
Счет использования скорректированного располагаемого дохода. Этот счет показывает, как скорректированный располагаемый доход нации распределяется между фактическим конечным потреблением и сбережением в секторе НКО.
Выше отмечалось, что услуги НКО рассматриваются как индивидуальные услуги, хотя некоторые из них могут быть, по существу, коллективными.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, относятся к социальным трансфертам в натуре, передаваемым домашним хозяйствам. Для этих организаций фактическое конечное потребление равно нулю, а их сбережение равно скорректированному располагаемому доходу, т. е. оно должно быть идентично по охвату и стоимости сбережениям в счете использования располагаемого дохода.
Счета накоплений. Изменения в активах и пассивах сектора НКО на начало и конец отчетного периода измеряются с помощью четырех счетов: счета операций с капиталом, финансового счета, счета прочих изменений в объеме активов, счета переоценки.
Как и в других секторах, эти четыре счета накоплений отражают операции с финансовыми и нефинансовыми активами данного сектора, а также изменения стоимости активов, которые происходят из-за изменений в уровне цен данных активов (инфляции) или из-за катастрофических потерь, вызванных стихийными бедствиями (землетрясением, войной и др.).
Счет операций с капиталом сектора НКО. Счет показывает формирование ресурсов нефинансовых активов сектора и источники финансирования этих ресурсов.
Операции с капиталом включают операции с нефинансовыми активами, которые состоят из приобретения новых или существующих нефинансовых активов, выбытия и увеличения существующих нефинансовых активов.