d9e5a92d

Счет использования скорректированного располагаемого дохода

Покупатель, берущий на себя обязательство платить, может и не быть той же самой единицей, что вступает во владение товаром или услугой. Товары и услуги считаются приобретенными институциональными единицами, когда те становятся новыми владельцами товаров или когда им полностью оказаны услуги.

Товары и услуги используются, когда институциональные единицы потребляют их в процессе производства или для прямого удовлетворения человеческих потребностей. Потребление это использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных или коллективных человеческих потребностей. Определим потребительский товар или услугу как товар или услугу, которые используются (без дальнейшей трансформации в процессе производства, как это определено в СНС) домашними хозяйствами, некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, или органами государственного управления для непосредственного удовлетворения индивидуальных или коллективных потребностей членов общества.
Различие между коллективным и индивидуальным потреблением проводится по тому критерию, где потребляется товар или услуга. Индивидуальный потребительский товар или услуга используется для удовлетворения потребностей членов домашнего хозяйства.

На практике все товары и большинство услуг являются индивидуальными.

Коллективной потребительской услугой является услуга, оказываемая одновременно всем членам определенной общественной группы. Такая услуга потребляется всеми членами общества или данной группой домашних хозяйств без какого-либо действия с их стороны.

Примерами могут служить государственное управление и обеспечение безопасности. В отношении некоммерческих организаций в СНС все их услуги рассматриваются как индивидуальные.
Расходы домашних хозяйств на конечное потребление состоят из расходов резидентных домашних хозяйств на потребительские товары или услуги. В идентификации расходов на конечное потребление есть определенная специфика.
Одной из проблем этого сектора является отделение расходов на прямое удовлетворение потребностей членов домашнего хозяйства от расходов на промежуточное потребление в том случае, когда один из членов домашнего хозяйства является владельцем некорпоративного предприятия. Предметом особого внимания здесь должны быть такие товары и услуги, как топливо, электричество, предметы длительного пользования, используемые как в деловых целях, так и на конечное потребление (автомобили, мебель, электрооборудование).

Аналогичные проблемы возникают при производстве таких товаров на фермах, как зерно, картофель, молоко, мясо.
Определенные проблемы вызывают оплата труда в натуре и бартерные операции. При оплате труда в натуре работники рассматриваются как производящие расходы, равные рыночной стоимости получаемых товаров и услуг, а затраты на расходы производятся из дохода, который они получают как вознаграждение в натуре.

При бартере оба участника операции должны показываться как несущие расходы. Так как рыночные стоимости обмениваемых по бартеру товаров или услуг не могут быть одинаковыми, условно исчисленные суммы расходов должны быть просто средней величиной расчетных рыночных стоимостей обмениваемых товаров или услуг, чтобы для обеих сторон показывались равные расходы.
Необходимо проводить различие между товарами и услугами, предоставляемыми наемным работникам как вознаграждение за труд в натуре, и товарами и услугами, предоставляемыми им потому, что они необходимы для работы (в последнем случае мы имеем дело с промежуточным потреблением).
Производство услуг для собственного потребления в пределах одного и того же домашнего хозяйства выпадает из границ производства в СНС, за исключением услуг по проживанию в собственном жилище и услуг, производимых наемной оплачиваемой домашней прислугой. Услуги оплачиваемой прислуги оцениваются просто по сумме выплачиваемой им оплаты труда в деньгах или в натуре.

А расходы домашнего хозяйства на конечное потребление включают условно исчисленную стоимость товаров или услуг, производимых как выпуск продукции некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, которые остаются для потребления членами данного домашнего хозяйства. Стоимость их исчисляется на основе текущих рыночных цен или по затратам на производство.
Существует определенная специфика и в расчете расходов на некоторые виды товаров и услуг для домашних хозяйств.
Это стоимость услуг, предоставляемых финансовыми посредниками. Финансовыми посредниками, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов, являются все корпорации, занятые банковским делом, которые могут не взимать явную плату с домашних хозяйств за оказываемые им услуги, но номинальные процентные ставки, взимаемые с домашних хозяйств, выше ставок, что они сами платят по вкладам, которые держат у них домашние хозяйства.

Разница между процентными ставками, взимаемыми и уплачиваемыми, представляет собой условно исчисленную продукцию финансовых посредников.
Доходы, записываемые в счете первичного распределения доходов домашних хозяйств как получаемые от финансовых посредников проценты по вкладам, равны фактически получаемой сумме плюс условно исчисленная стоимость платы за услугу по получении кредита. Сумма процентов, записываемая как выплаченная финансовым посредником, равна сумме фактически выплаченной за вычетом условно исчисленной стоимости платы за услугу по предоставлению кредита домашним хозяйствам.

Условно исчисленная стоимость услуг записывается как расходы на услуги финансовых посредников в счете использования доходов для домашних хозяйств.
Большая часть премий, выплачиваемая по страховым полисам страховыми компаниями и пенсионными фондами, не связанная со страхованием жизни, является текущим трансфертом. Большая же часть премий, выплачиваемая по полисам страхования жизни и страхования вклада на дожитие, составляет приобретение финансовых активов домашними хозяйствами.
Поскольку жилища в СНС определяются как капитал, используемый владельцами для производства жилищных услуг, то расходы домашних хозяйств на приобретение жилья относятся к валовому накоплению основного капитала. Когда жилища сдаются в аренду их владельцами, арендная плата отражается как выпуск жилищных услуг их владельцами и как расходы на конечное потребление арендаторов.

Когда жилища заняты их владельцами, условно исчисленная стоимость жилищных услуг входит как в выпуск жилищных услуг, так и в расход на конечное потребление их владельцев (по стоимости арендной платы).

При этом расходы владельцев, произведенные на ремонт своего жилища, рассматриваются как промежуточные расходы в процессе производства жилищных услуг, а крупные улучшения в жилищах - как валовое накопление основного капитала.
Расходы на ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного пользования рассматриваются так же, как и расходы на ремонт жилищ.
Платежи домашних хозяйств за лицензии на владение автомобилями, судами или самолетами, а также за лицензии на охоту или рыбную ловлю рассматриваются как налоги, тогда как выплаты за все прочие виды лицензий, разрешений, сертификатов, паспортов рассматриваются как покупки услуг и включаются в расходы домашних хозяйств на потребление.
Когда существующий товар, который уже был передан пользователю единицей, которая его произвела или импортировала в текущем или предыдущем периоде, т. е. перепродается, то сумма, полученная от его продажи, записывается как отрицательный расход продавца.
Покупка ценностей, т. е. дорогих товаров длительного пользования, которые не изнашиваются с течением времени, не используются в потреблении или производстве и приобретаются главным образом как средство сохранения стоимости, в СНС отражается как приобретение отдельной категории активов.
Расходы домашних хозяйств оцениваются по рыночным ценам, т. е. по ценам покупателя, включая любые налоги на продукты, которые могут подлежать уплате в момент покупки. Цена покупателя на товар это цена, уплаченная за доставку товара в место, указанное покупателем.

Она включает все расходы по доставке, понесенные покупателем, которые не включены в цену продавца.

Но рыночная цена, или цена покупателя, не включает проценты или плату за услуги, которые могут быть добавлены, когда продавец договаривается о предоставлении кредита покупателю. Последние составляют расходы домашних хозяйств на фактическую плату процентов по кредиту, предоставляемому продавцом.
Расходы органов государственного управления на конечное потребление состоят из расходов сектора органов государственного управления на потребительские товары и услуги. Такие расходы в основном финансируются из налогов и прочих государственных доходов.

Большинство расходов состоит из условно исчисленных расходов на нерыночное производство для собственного потребления, хотя некоторые из них представляют собой расходы на потребительские товары и услуги, производимые рыночными производителями.
В СНС различают расходы на потребление в пользу индивидуальных домашних хозяйств (индивидуальные) и те, что произведены на пользу общества в целом или отдельных общественных групп. Для первых значимы такие характеристики, как возможность учета, согласие на предоставление, невозможность одновременной передачи другому домашнему хозяйству.

Для коллективных услуг, напротив, существенны такие характеристики, как одновременность оказания услуг многим членам общества, пассивность использования без явного согласия, отсутствие конкуренции в приобретении.

В коллективные услуги входят в основном услуги государства по обеспечению безопасности и обороны, поддержанию закона и порядка, законодательства и регулирования, содержанию государственного здравоохранения, защите окружающей среды, научных исследований и разработок и др. Для коллективных услуг нет рынка.

Поэтому они должны финансироваться из налогов или прочих государственных доходов.
Классификация функций органов государственного управления основа в СНС для деления на практическом уровне расходов государства на индивидуальные и коллективные услуги. По договоренности все расходы органов государственного управления на конечное потребление, кроме расходов на общее управление, охрану правопорядка, науку и другие, должны рассматриваться как расходы на индивидуальные услуги, а именно по статьям: образование, здравоохранение, социальное обеспечение и благосостояние, спорт и отдых, культура, а также частично такие, как предоставление жилья, удаление отходов домашних хозяйств, транспортные услуги.


Органы государственного управления также покупают потребительские товары и услуги, производимые рыночными производителями, которые затем поставляются непосредственно домашним хозяйствам. Роль органов государственного управления сводится в данном случае к оплате товаров или услуг и к обеспечению их распределения среди домашних хозяйств в виде социальных трансфертов в натуре.

Государственные органы не заняты в какой-либо дальнейшей переработке таких товаров.

Стоимость товаров или услуг, распределенных таким образом, будет учтена в социальных пособиях в натуре, включая пособия по социальной помощи в натуре. Расчет расходов на конечное потребление органов государственного управления
1. Текущие затраты органов государственного управления, предоставляющих бесплатные услуги населению (без затрат на капитальные вложения, капитальный ремонт, покупки оборудования и инвентаря, а также без расходов на содержание жилищного хозяйства, пенсии и пособия в денежной и натуральной форме). В том числе за счет: государственного бюджета;
бюджета государственного социального страхования.
2. Износ основных фондов в государственных учреждениях, предоставляющих бесплатные услуги населению.
3. Расходы на конечное потребление органов государственного управления, удовлетворяющих индивидуальные потребности населения (п. 1 + п. 2).
4. Расходы государственного бюджета на управление, оборону, финансы, науку (без капитальных затрат).
5. Расходы на строительство военных объектов.
6. Закупки продуктов питания и обмундирования для военнослужащих.
7. Закупки товаров для государственных резервов.
8. Износ основных фондов в государственных учреждениях управления, обороны, финансов, науки.
9. Расходы на конечное потребление государственных учреждений, удовлетворяющих коллективные потребности (п. 4 - п. 5 п. 6. п. 7 + п. 8).
10. Всего расходов на конечное потребление органов государственного управления (п.

3 + п. 9). Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих домашние хозяйства, состоят из расходов этих организаций на потребительские товары и услуги. Эти расходы сходны по трактовке и перечню с расходами органов государственного управления с двумя исключениями: а) финансируются из членских взносов, отчислений или дотаций;
б) по договоренности все расходы НКО рассматриваются как расходы на индивидуальные товары и услуги.
Это связано с тем, что услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, часто предназначаются только членам ассоциаций, которые их контролируют, хотя они также могут предоставлять индивидуальные товары или услуги третьей стороне. Многие НКО заняты только защитой интересов или благосостояния их членов или предоставлением условий для рекреационных, спортивных или культурных целей, которые домашние хозяйства или лица не могут получить, выступая самостоятельно.

Хотя НКО могут предоставлять услуги их членам в групповом порядке, эти услуги, по существу, являются индивидуальными, а не коллективными. Расчет расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства: 1. Текущие затраты некоммерческих организаций, удовлетворяющих индивидуальные потребности домашних хозяйств (без затрат на социальные пособия в денежной и натуральной форме).
2. Текущие затраты некоммерческих организаций, удовлетворяющих коллективные потребности домашних хозяйств (без затрат на социальные пособия в денежной и натуральной форме).
3. Износ основных фондов общественных организаций, в том числе обслуживающих индивидуальные потребности домашних хозяйств, обслуживающих коллективные потребности домашних хозяйств.
4. Всего расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (п. 1 + п. 2 + п. 3).
Для увязки разделов ресурсов и использование данного счета в раздел использования вводится специальная позиция - поправка на изменение чистой стоимости активов в пенсионных фондах. Отчисления, выплачиваемые домашними хозяйствами в пенсионные фонды, рассматриваются как уменьшающие их располагаемый доход, а получаемые пособия как увеличивающие располагаемый доход.

Однако сами фонды рассматриваются как собственность их получателей.

Поэтому для того, чтобы сбережение было соответствующим образом отнесено к секторам, необходимо показать корректирующую статью, переадресующую изменение чистой стоимости активов в пенсионных фондах, вызванное разницей между отчислениями и пособиями, между домашними хозяйствами и пенсионными фондами. Данная поправка должна быть сделана до того, как будет рассчитана балансирующая статья сбережения, и поэтому она попадает в счет использования доходов.

С увеличением доли занятости растет превышение отчислений домашних хозяйств в пенсионные фонды над получением из них; поэтому корректирующая статья показывается по договоренности как сумма, подлежащая уплате пенсионными фондами и получаемая домашними хозяйствами. Однако по мере старения населения, если выплата пенсий превышает новые отчисления, корректирующая статья будет отрицательной и представлять поток от домашних хозяйств к пенсионным фондам.

Понятно, что на уровне экономики в целом эти изменения взаимно компенсируются.

Счет использования скорректированного располагаемого дохода

В этом счете (табл. 7.8) фактическое потребление домашних хозяйств получается путем увеличения расходов на потребление на сумму социальных трансфертов в натуре, тогда как фактическое потребление единиц органов государственного управления и некоммерческих организаций в такой же мере уменьшается.

В целом по всем секторам экономики страны стоимость фактического потребления равна стоимости всех расходов на конечное потребление.

И балансирующая статья счета сбережение идентична этой статье в счете использования располагаемого дохода, так как статья Поправка на изменение чистой стоимости активов в пенсионных фондах в рассматриваемом счете (табл. 7.8) появляется по тем же самым причинам, что и в счете использования располагаемого дохода (см. табл.

7.7). Поэтому здесь она повторно уже не рассматривается. Таблица 7.8
Счет использования скорректированного располагаемого дохода

Использование Ресурсы
4. Фактическое конечное потребление
В том числе:
индивидуальное
коллективное
5. Поправка на изменение чистой стоимости активов домашних хозяйств в пенсионных фондах
6. Сбережение (345)
  1. Скорректированный располагаемый доход
2. Поправка на изменение чистой стоимости активов домашних хозяйств в пенсионных фондах
7. Итого (4 + 5 + 6) 3. Итого (1 + 2)


Фактическое конечное потребление является более точным показателем уровня жизни домашних хозяйств, поскольку измеряет стоимость потребительских товаров и услуг, приобретенных ими путем покупки или трансфертов от единиц ОГУ или НКО и использованных ими для удовлетворения своих потребностей. В отдельные моменты истории страны (как правило, кризисные) стоимость индивидуальных нерыночных товаров и услуг, предоставляемых домашним хозяйствам в виде социальных трансфертов в натуре, может быть весьма существенна. Для страны с переходной экономикой (такой, как, например, Россия) весьма существенно различие между расходами на потребление и фактическим потреблением. Введение этих двух понятий в СНС оказалось необходимым для того, чтобы иметь возможность увидеть разницу между тем, кто финансирует потребление, и тем, кто получает от этого пользу. (Вспомним, что оказание услуг в социальной сфере было у нас обязанностью каждого предприятия, да и сейчас еще распространено повсеместно и включается в расходы НКО.)
В числе основных статей счета фактическое конечное потребление домашних хозяйств. Она состоит из потребительских товаров и услуг, приобретаемых индивидуальными домашними хозяйствами за счет их расходов или через социальные трансферты в натуральной форме, получаемые от управления или НКО.

Величину фактического конечного потребления домашних хозяйств можно вычислить как сумму расходов домашних хозяйств на потребительские товары и услуги и расходов управления на индивидуальные потребительские товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам в качестве социальных трансфертов в натуре, а также расходов некоммерческих организаций на индивидуальные потребительские товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам в качестве социальных трансфертов в натуре.
Стоимость расходов на социальные трансферты органов государственного управления (ОГУ) или некоммерческих организаций равна условно исчисленной стоимости товаров и услуг, предоставляемых домашним хозяйствам, за вычетом сумм любых расходов домашних хозяйств, когда взимается плата по ценам, не имеющим экономического значения, вместо предоставления этих товаров или услуг совершенно бесплатно.
Стоимость фактического конечного потребления органов государственного управления принимается равной стоимости их расходов на коллективные услуги и в СНС относится к расходам тех органов общего государственного управления, которые несут соответствующие расходы. Поэтому их стоимость равна стоимости общих расходов ОГУ на конечное потребление за вычетом расходов на индивидуальные товары или услуги, предоставляемые домашним хозяйствам в виде социальных трансфертов в натуре.
Необходимость выделения стоимости коллективных услуг связана с понятием общественные блага так, как это определено в финансовой и экономической теории. Попытка собрать на эти цели деньги с домашних хозяйств может оказаться экономически несостоятельной из-за высоких затрат на сборы.

Это является экономическим обоснованием необходимости финансирования таких услуг из государственных доходов; кроме того, добавление стоимости коллективных услуг к сектору домашних хозяйств только искажало бы истинную картину уровня их благосостояния.
Что касается фактического конечного потребления НКО, то все услуги, предоставляемые ими, рассматриваются как индивидуальные (это уже отмечалось выше). Все товары и услуги, охватываемые конечными расходами НКО, в силу этого считаются предоставляемыми индивидуальным домашним хозяйствам в виде социальных трансфертов в натуре.

Из этого следует, что НКО не имеют фактического конечного потребления и соответственно их сбережение равно их скорректированному располагаемому доходу. Контрольные вопросы
1. Стадии кругооборота доходов в экономике. 2. Система счетов, отражающих движение доходов в экономике.
3. Счет образования доходов, его схема и система показателей.
4. Показатели оплаты труда в счете образования доходов.
5. Характеристика косвенных налогов и валовой прибыли (валовых смешанных доходов) в счете образования доходов.
6. Схема и система показателей счета вторичного распределения доходов.
7. Схема и система показателей счета первичного распределения доходов.
8. Счет перераспределения доходов в натуральной форме.
9. Характеристика сводного счета распределения доходов.
10. Схема и система показателей счета использования валового национального располагаемого дохода.
11. Состав конечного потребления домашних хозяйств.
12. Конечное потребление органов государственного управления.
13. Конечное потребление некоммерческих организаций.
14. Показатели использования скорректированного располагаемого дохода.



Содержание раздела