Депозиты это средства, находящиеся на текущих счетах физических и юридических лиц, которые можно немедленно превращать в валюту страны (переводные чеки, платежные банковские поручения и пр.).
Ценные бумаги, кроме акций, как именные, так и на предьявителя состоят из денежных документов, по которым можно передавать имущественные права владельца на различные виды активов.
Займы это финансовые активы, которые образуются из средств кредиторов и которые документально предоставляют кредит физическим и юридическим лицам на определенный период времени и на определенных условиях.
Акции состоят из ценных бумаг, Которыми подтверждается внесение определенной суммы средств в уставный фонд предприятия и которые дают их владельцу право на получение части от прибыли этого предприятия в форме дивидендов,
Депозитарные записки стали важным платежным средством для привлечения в страну иностранного капитала. Это производные ценные бумаги, которые выдаются на акции ряда российских предприятий.
Такой вид новых для России платежных средств получил распространение в практике расчетов российских юридических лиц за последние годы перехода на рыночные отношения.
Таким образом, финансовый счет предполагается для всех секторов СНС; в нем записывается чистый итог деятельности этих секторов, которым определяется масштаб накопления как дополнение к записям счета капитала. Помимо этого итоговые записи финансового счета по всей стране взаимоувязываются со значениями финансового счета в платежном балансе страны.
Однако в силу использования разных источников информации между ними возникают некоторые расхождения в итоговом значении чистых активов страны в счете расчетов с остальными странами и в платежном балансе.
Финансовый счет подытоживает результаты операций между всеми институциональными единицами в каждом секторе и служит средством увязки между ними, обобщая значения показателей чистого накопления и чистого заимствования всех секторов страны. Он позволяет составить счет расчетов с остальным миром.
Тем самым статистика МВФО позволяет определять масштабы чистых кредиторов и чистых заемщиков внутри и вне страны.
Это свидетельствует, что данные финансового счета имеют самую тесную связь с данными платежного баланса и с данными консолидированного баланса СНС.
Информация записей таких операций и их результатов позволяет подытоживать в СНС результаты операций между всеми институциональными единицами страны с институциональными единицами других стран. Сводный баланс СНС и платежный баланс страны позволяют измерять масштабы финансовых потоков как между секторами хозяйства, так и между странами, определять потребность в платежных средствах.
Балансовые таблицы в СНС составляются за определенный период времени и характеризуют стоимость:
а) активов, принадлежащих институциональным единицам как физических, так и юридических лиц;
б) финансовых требований к владельцам активов или обязательств перед ними.
Такие балансовые таблицы составляются для институциональных единиц, секторов экономики и страны в целом.
Балансовая таблица составляется для характеристики финансового положения страны, т. е. оценки наличия финансовых и нефинансовых ресурсов, которые сводятся в показатели собственного капитала секторов хозяйства и всей страны как совокупности нефинансовых активов и чистых требований к другим странам.
В СНС такой баланс завершает последовательный ряд счетов как конечный результат записей в счетах производства, распределения и использования дохода, а также накопления. В счетах СНС операции увязываются с помощью значений показателей чистого накопления на начало и на конец периода по следующей схеме:
Стоимость активов на начало периода + Стоимость приобретения активов, но за вычетом реализации актива по счету капитала и по счету финансовых активов + Стоимость позитивных и отрицательных изменений в активах (введение в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых, разрушения от стихийных бедствий и иных причин) по счету другие изменения + Стоимость холдинговой прибыли (со знаком плюс или минус) по счету переоценки = Стоимость активов на конец периода.
Таким образом, в этом балансе проводится взаимоувязка показателей наличных запасов всех активов страны через счета потоков. С помощью данных такого баланса возможен анализ экономического и финансового положения страны в процессе функционирования различных предприятий и домашних хозяйств населения.
Балансировка активов и пассивов страны показана ниже на примере условных данных (табл.
16.2).
Таблица 16.2
Сводный баланс активов и пассивов в СНС'
Стадии баланса | Активы | Пассивы | Собственный капитал | |||||
Внешние | Внутренние | Всего | Внешние | Внутренние | Всего | Внешние | Внутренние | Всего |
Начало периода 573 6792 7365 297 6298 6595 276 494 770 | ||||||||
Изменения за период 57 730 787 91 677 767 -34 53 19 |
||||||||
Конец периода 630 7522 8252 388 6975 7362 242 547 789 |
||||||||
1 Вся экономика страны (сектора: нефинансовых корпораций, финансовых корпораций, органов государственного управления, домохозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства). |
При анализе данных табл. 16.2 необходимо обращать внимание на значение оценок в балансе:
большинству финансовых активов противостоят определенные обязательства как требования к другим сторонам, и выводится разница между ними как чистый собственный капитал, состоящий из внутренней и внешней частей;
финансовые активы и обязательства - это объекты собственности, которые удовлетворяют общим критериям экономических активов в СНС.
Их классификация возможна также и по признаку ликвидности, т. е. возможности реализации, и юридического характера взаимоотношений между кредиторами и должниками;
итог внутренних активов и пассивов (обязательств) в балансе распределяется секторам наряду с собственным капиталом;
в балансе активы и пассивы распределяются также и по видам финансовых средств.
Все принятые в МВФО группировки платежных средств делают сводный баланс страны чрезвычайно важным аналитическим инструментом результатов использования создаваемого продукта страны на различные нужды, в том числе для расчетов с другими странами.
Показатели ВВП служат наиболее обобщающими показателями экономической деятельности, и по отношению к ним рассчитываются многие аналитические показатели. Публикуемые в национальных статистических источниках такие показатели выражаются в национальных денежных единицах, что позволяет проводить экономический анализ только в рамках одной страны.
Для сравнительного анализа требуется пересчет анализируемых показателей в единые денежные измерители.
Для этих целей более всего подходят определенные денежные измерители, разрабатываемые международными организациями. В рамках ООН обычно используются доллары США, в рамках Европейского Союза евро, для которых устанавливаются конкретные официальные курсы валют стран. При этом пересчет значений показателей результатов внешнеэкономической деятельности проводится по официальным валютным курсам стран.
Пересчет же значений ВВП и его элементов из национальной валюты в доллары США для сравнительного анализа проводится по специальным значениям паритетов покупательной способности (ППС национальных валют по отношению к доллару США).
Для пересчета показателей из национальной валюты в евро используются соответствующие методологические приемы, включающие официальные курсы валют и специальные значения ППС. В международных валютно-финансовых операциях важное значение имеют иностранные инвестиции, играющие существенную роль в развитии экономики.
Между странами членами СНГ такие операции связаны с практикой ведения совместного хозяйства в течение многих лет.
При расчетах величин таких операций использовались соотношения официальных курсов этих стран по отношению к российскому рублю с 1997 г. Такие операции исчисляются не в российских рублях, а в долларах США по соотношениям официальных курсов валют стран к доллару США. Рассмотрим следующие данные об иностранных инвестициях в странах членах СНГ в 2000 г. (табл.
16.3).
Данные табл. 16.3 свидетельствуют об исключительной неравномерности взаимных инвестиций всех стран - членов СНГ.
Таблица 16.3
Объем инвестиций стран членов СНГ
(на начало 2000 г. - млн. долл. США)
Инвестиции | Накоплено | Направлено за 2000 г. |
1. России в странах членах СНГ | 555,6 5,6 | |
всего | ||
в том числе в Белоруссии | 490,2 0,6 | |
Казахстане | 2,2 1,6 | |
Украине | 10,2 2,5 | |
2. Стран - членов СНГ в России | 370,8 19,3 | |
в том числе из Белоруссии | 351,3 2,5 | |
Казахстана | 1,2 5,7 | |
Украины | 7,9 4,9 |
Не меньшее значение для России имеют иностранные инвестиции других стран, которые также измеряются в долларах США посредством пересчета по официальным курсам валюты. Такие данные за 1997 г. приводятся ниже (табл.
16.4).
Таблица 16.4 Объем иностранных инвестиций в экономику России
Страны-инвесторы |
Объем инвестиций, млн. долл. США |
в % к итогу |
США | 2996 | 24,3 |
Великобритания | 2411 | 19,6 |
Швейцария | 1756 | 4,3 |
Германия | 1647 | 13,4 |
Кипр | 992 | 8,1 |
Нидерланды | 540 | 4,4 |
Остальные страны | 1954 | 15,9 |
Итого | 12296 | 100,0 |
в том числе: | ||
Прямые инвестиции | 5334 | 43,4 |
Портфельные инвестиции | 680 | 5,5 |
Прочие инвестиции | 6282 | 51,1 |
Из общего объема инвестиции | ||
в финансовые учреждения | 763 | 6,2 |
в промышленность | 3610 | 29,35 |
в общую коммерческую деятельность 2300 | 18,7 | |
в торговлю и общественное питание | 732 | 5,95 |
в прочие отрасли | 4891 | 39,80 |
Приведенные выше данные иностранных инвестиций в экономику России позволяют характеризовать не только общий объем инвестиций, но и их важнейшие направления, а также соизмерять масштабы таких инвестиций как внутри стран членов СНГ, так и инвесторов из развитых стран с рыночной экономикой.
За последние годы при международных расчетах и в таможнях нашей страны все больше используется евро, широко применяющийся в странах Европейского Союза, с которыми Россия имеет масштабные экономические связи, что важно при сравнительном анализе.
Рассмотрим прежде всего значения показателей ВВП стран-членов ЕС, которые ЕВРОСТАТОМ исчислены в евро и представлены ниже (табл. 16.4).
Таблица 16.4
ВВП стран - членов Европейского Союза (млрд. евро)
Страны | Общий объем в текущих ценах | В % к итогу | ||||
1991 | 1993 | 1996 | 1991 | 1993 | 1996 | |
ЕС-15 всего | 5651,4 | 5910,3 | 6771,4 | 100 | 100 | 100 |
Бельгия | 162,6 | 183,1 | 211,3 | 2,9 | 3,1 | 3,1 |
Германия | 1391,5 | 1633,8 | 1854,6 | 24,6 | 27,6 | 27,4 |
Испания | 430,5 | 412,0 | 460,9 | 7,6 | 7,0 | 6,8 |
Италия | 931,1 | 842,0 | 956,4 | 16,5 | 14,2 | 14,1 |
Великобритания | 818,7 | 806,0 | 908,4 | 14,6 | 13,7 | 13,4 |
Финляндия | 98,1 | 72,0 | 98,6 | 1,7 | 1,2 | 1,5 |
Франция | 970,9 | 1063,4 | 1204,7 | 17,1 | 18,0 | 17,8 |
Остальные страны* | 848,0 | 898,0 | 1076,5 | 15,0 | 15,2 | 15,9 |
*Австрия, Греция, Дания, Ирландия, Люксембург, Португалия и Швеция. |
<
Эти значения превышают соответствующие значения США, но ненамного и вдвое превышают значение ВВП Японии.
Такие показатели выявляют значимость этих стран в общем мировом объеме производства товаров и услуг.
Тем самым статистика МВФО позволяет с помощью пересчета показателей разных стран в единую валюту соизмерять масштабы экономической деятельности разных стран, их возможности проводить операции на международном рынке.
Но наиболее важны данные статистики МВФО о кредитах, предоставляемых МВФ, по которым затем проводятся расчеты со странами. В Ежегоднике международной финансовой статистики имеются следующие данные об этих операциях за 1993 1997г.(табл.16.5).
Таблица 16.5
Кредиты, предоставленные МВФ развивающимся странам
(млн. СПЗ на конец года)
Страны | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
Всего кредитов | 29159 30260 | 41636 | 42059 | 52592 | |
в том числе | |||||
Африке | 5871 6532 | 7065 | 7457 | 7082 | |
из них ЮАР | 614 614 | 614 | 307 | 461 | |
Судану | 672 672 | 646 | 621 | 590 | |
Замбии | 556 551 | 833 | 833 | 843 | |
Гане | 537 480 | 435 | 377 | 257 | |
Азии всего | 6366 5817 | 4847 | 3673 | 15492 | |
из них | |||||
Бангладеш | 512 473 | 433 | 374 | 291 | |
Индии | 3845 2763 | 1967 | 1085 | 590 | |
Пакистану | 810 1097 | 1115 | 1000 | 979 | |
Европе всего | 6159 8036 | 11400 | 13945 | 15708 | |
из них | |||||
России | 1797 2876 | 6470 | 8698 | 9806 | |
Западному полушарию - | 1032 9466 | 17972 | 16629 | 13769 | |
всего |
Анализ приведенных выше данных МВФ выявляет непрерывное увеличение объема выданных им кредитов странам на всех континентах, особенно в Европе и Азии. Но по отдельным странам объем выдаваемых кредитов сокращается в связи с их погашением (ЮАР, Гана, Бангладеш, Индия и др.).
Собранная в этом ежегоднике МВФ информация позволяет анализировать движение кредитов по всем странам членам этой международной организации.
Наряду с такой информацией в названном ежегоднике имеются следующие данные, характеризующие наличие СПЗ (табл. 16.6).
Таблица 16.6
Наличие СПЗ в странах членах МВФ
(млн. СПЗ на конец года)
Страны | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
Все страны члены МВФ | 20551 14614 | 19773 | 18521 | 20532 | |
в том числе | |||||
Развитые страны всего | 17455 11454 | 14998 | 14521 | 15511 | |
из них | |||||
США | 7858 6569 | 7425 | 7171 | 7431 | |
Германия | 1340 700 | 1346 | 1326 | 1325 | |
Развивающиеся страны | 3096 3160 | 4775 | 400 | 5021 | |
Африка всего | 239 116 | 134 | 117 | 122 | |
Азия - всего | 759 683 | 875 | 925 | 1531 | |
в том числе Китай | 431 352 | 392 | 427 | 446 | |
Европа - всего | 215 270 | 637 | 511 | 784 | |
Россия | 4 | 78 | 3 | 1 | |
Казахстан | 14 | 155 | 240 | 327 | |
Ближний Восток всего | 913 1014 | 1165 | 1397 | 1536 | |
Ливия | 323 303 | 350 | 374 | 398 | |
Западное полушарие | 960 1076 | 1963 | 1049 | 1028 | |
в том числе Мексика | 409 123 | 1074 | 988 | 490 | |
МВФ | 820 6687 | 652 | 1726 | 635 |
Анализ приведенных выше данных дополняет масштабы использования новых платежных средств при международных кредитных операциях всех стран, входящих в число членов МВФ. Такие данные позволяют заключить, что в 1999 г. общий объем бумажных денег у стран составил примерно 18,5 млрд.
СПЗ. Причем у развитых стран сосредоточена преобладающая часть выданных МВФ международных платежных средств, однако их доля несколько сократилась - с 85% в 1991 г. до 80% в 1999 г. У развивающихся стран доля СПЗ несколько возросла - с 15% в 1991г. до 20% в 1999 г. Непосредственно в МВФ имеется около 4% СПЗ для маневрирования.
Такая информация позволяет судить о платежеспособности разных стран.
В публикациях МВФ содержится другая детальная информация, разносторонне характеризующая осуществляемые операции с валютно-финансовыми средствами, которая может быть весьма полезной при анализе расчетов между странами.
Контрольные вопросы
1. Какую роль играют валютно-финансовые операции в финансовой системе России и мира?
2. Кем и какие международные стандарты статистики МВФО
разработаны?
3. Какие специфические методы используются в статистике
МВФО?
4. Какие основные группы финансовых активов используются в СНС, в статистике МВФО и в платежном балансе?
5. На основе каких принципов записываются операции в статистике МВФО?
6. Как фиксируется время записи операций?
7. Для чего в СНС составляется финансовый счет, в чем его особенности и применяется ли он в статистике России?
8.Как можно использовать данные национальных статистических и международных публикаций МВФ в экономическом анализе?