d9e5a92d

Заключение


1. Целью настоящей диссертации явилась разработка методического аппарата фундаментального анализа, структуры его аналитического и информационного обеспечения и во взаимосвязи с ними вариантов инвестиционных и регулятивных решений в процессе деятельности государства на рынке ценных бумаг, а также при управлении портфелем государственных инвестиций в акционерные капиталы.
2. В работе было определено, что в сегодняшних условиях в России государство имеет значительную собственность в виде пакетов акций акционерных обществ, оставшихся после приватизации или приобретенных на вторичном рынке. В этой связи перед государством стоит задача управления пакетами акций с позиции стратегического инвестора, то есть осуществление инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг (такая деятельность не свойственна государству в развитых экономических системах). Инвестиционная деятельность предполагает использование методов фундаментального анализа компаний-эмитентов с точки зрения определения риска, доходности и ликвидности инвестиций, оценки эффективности инвестиций государства для целей принятия последующих инвестиционных решений.
3. Необходимым условием качества инвестиционных решений являются эффективные регулятивные решения, принимаемые государством на рынке ценных бумаги и действующие в отношении всех без исключения экономических субъектов. Сегодня в России регулятивный механизм не совершен и не позволяет создать условия для повышения инвестиционной активности на рынке ценных бумаг. В связи с этим в работе были предложены варианты регулятивных решений, не нашедших отражение в действующем законодательстве, однако способных создать экономические стимулы повышения эмиссионной активности компаний-
эмитентов, следования принципам цивилизованного корпоративного управления, раскрытию информации на рынке ценных бумаг, защите прав инвесторов и акционеров.
4. Одним из важных регулятивных решений государства на рынке ценных бумаг является создание эффективной системы раскрытияинформации на фондовом рынке,
обеспечивающей оперативный и беспрепятственный доступ всех заинтересованных экономических агентов к сведениям, подлежащим раскрытию в соответствии с действующим законодательством по ценным бумагам.
Качество раскрываемой на рынке ценных бумаг информации является основой для применения методов фундаментального анализа, поэтому государство, решая задачу регулятивного характера, создает условия для принятия качественных инвестиционных решений в отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности. В России фондовый рынок не является информационно прозрачным, система раскрытия информации в полной мере не функционирует. На основе сравнения концепций зарубежной и российской систем раскрытия информации было выявлено, что основной причиной наличия информационной асимметрии на российском фондовом рынке является отсутствие экономических стимулов у российских компаний-эмитентов раскрывать о себе информацию, а также несоответствие российской системы бухгалтерского учета и отчетности международным стандартам.

5. В соответствии с целями регулирующей и инвестиционной деятельности государства на рынке ценных бумаг для каждого вида деятельности было разработано дерево управленческих задач и соответствующее им дерево подзадач мониторинга и контроля, решаемых на основе применения методов фундаментального анализа компаний-эмитентов. Было выявлено, что многие из подзадач мониторинга и контроли решаются одновременно как в рамках регулятивной, так и в рамках инвестиционной деятельности государства на рынке ценных бумаг. Это дало основания сконструировать структуру единой информационной базы данных мониторинга компаний-эмитентов, состоящей из показателей состояния компаний- эмитентов, используемых для решения соответствующих подзадач мониторинга и контроля.

6. На основе мировой практики использования методов фундаментального анализа в настоящей диссертации разработана методика анализа государством состояния компании- эмитента. В основу методики, помимо общепринятых принципов макроэкономического и отраслевого анализа, положена система показателей состояния эмитентов, сконструированная в соответствии с деревом управленческих задач и соответствующим им деревом подзадач мониторинга и контроля. В разработанную методику включена также классификация и характеристика методов оценки и анализа состоянияэмитентов, используемых государством- инвестором в процессе своей деятельности на рынке ценных бумаг.



В предложенной методике не рассматривается кредитоспособность эмитента и те кредитные риски, с которыми столкнется государство в процессе своей инвестиционной деятельности, поскольку целью анализа будет являться принятие решение о стратегических инвестициях путем участия государства в акционерном капитале компании-эмитента.

7. В процессе апробирования разработанной методики на фактических данных компаний-эмитентов транспортной отрасли г. Москвы было установлено, что инвестиции государства в лице города Москвы в уставные капиталы автотранспортных компаний- эмитентов неэффективны. Однако, учитывая благоприятную экономическую конъюнктуру, положительную динамику финансовых показателей транспортной отрасли и значительное влияние макроэкономики на состояние транспортной отрасли в г. Москве, можно с определенной долей вероятности в одно-двух летней перспективе прогнозировать увеличение доходности государственных инвестиций в капиталы транспортных компаний-эмитентов.

8. В связи с прогнозируемым ростом эффективности государственных инвестиций, а также принимая во внимание социальную и инфраструктурную значимость транспортной отрасли для экономики г. Москвы, по результатам проведенных исследований в работе предложены следующие инвестиционные решения: установление надзора за деятельностью компании (через представителя интересов города); продажа пакета акций; передача пакета акций в доверительное управление; реструктуризация бизнеса компании-эмитента через управление пакетом акций; создание холдинговой структуры со стопроцентным участием города на основе пакетов акций нескольких компаний-эмитентов.

9. По результатам проведенных в диссертации исследований разработан алгоритм принятия государством инвестиционных решений, включающий рейтинговую оценку значимости компаний-эмитентов для государства как акционера и как фискального органа, а также учитывающий степень участия кампаний-эмитентов в решении социальных и инфраструктурных задач государства. В соответствии с разработанным алгоритмом были сконструированы конкретные инвестиционные решения в отношении рассматриваемых компаний-эмитентов транспортной отрасли г. Москвы.

Одним из результатов принятия государством качественных инвестиционных решений является инициирование выхода компаний-эмитентов на организованныйрынок ценных бумаг, содействие реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет публичных эмиссий корпоративных ценных бумаг.

Выход компаний- эмитентов на фондовый рынок позволит, в свою очередь, государству определить реальную рыночную стоимость пакетов акций, находящихся у него в собственности, повысить информационную открытость и качество корпоративного управления компаний-эмитентов, создать условия для привлечения внутренних инвестиций в реальный сектор национальной экономики. В соответствии с предложенными вариантами инвестиционных решений в отношении рассматриваемой группы компаний-эмитентов наиболее перспективным с точки зрения выхода на рынок ценных бумаг является интегрированный автотранспортный холдинг, сформированный из пакетов акций, принадлежащих государству.

10. В заключение необходимо указать на те аспекты изучаемых проблем, которые не были достаточно проработаны в настоящей диссертации и которые требуют дополнительного изучения. Во-первых, в методике анализа состояния эмитентов отсутствуют показатели рыночной оценки акций компании-эмитента. Связано это с тем, что большинство российских акционерных обществ не имеют рыночных котировок своих ценных бумаг. В будущем по мере развития рынка корпоративных ценных бумаг в России система показателей состояния эмитентов должна быть дополнена этими показателями, которые должны также быть включены в анализ.

Во-вторых, не исследована проблема возникновения конфликта интересов у государства как регулятора и как акционера в процессе принятия регулятивных и инвестиционных решений на рынке ценных бумаг. К сожалению, в российской практике не редки случаи использования так называемого административного ресурса в целях влияния на деятельность экономических агентов в интересах государства или определенной группы лиц. Поэтому возможность принятия государственным чиновником отдельных регулятивных решений в инвестиционных целях государства и/или в личных целях является проблемой коррупции в России, практическое решение которой лежит вне темы настоящей диссертации.

В-третьих, алгоритм принятия государством инвестиционных решений должен быть апробирован на более репрезентативной выборке компаний-эмитентов с целью ее дальнейшей доработки. Это позволит дополнить разработанныйалгоритм рядом уточняющих показателей, более точно определяющих экономическую и социальную значимость компаний-эмитентов для государства.

В-четвертых, в связи с тем, что перечень социальных и инфраструктурных задач, которые способны решать рассматриваемые компании-эмитенты, не является определенным и 189 конечным, в процессе конструирования инвестиционных решений государства не удалось ранжировать компании-эмитенты по этому признаку. Для решения этой задачи необходимо было проведение дополнительных консультаций с представителями органов государственной власти, определяющими отраслевую политику, что явилось трудновыполнимой задачей в рамках настоящей диссертации.


   Содержание раздела