На сегодняшний день ФКЦБ России не может требовать приведения величины
уставного капитала в соответствие с действующими на сегодняшний день нормативными, если
акционерное общество создано в процессе приватизации, и его уставный капитал был
рассчитан по методике, существовавшей на момент создания общества. Это приводит к
несоответствию фактической величины активов компании-эмитента его уставному капиталу и
создает препятствия для организации вторичного обращения акций этого предприятия на
организованном рынке ценных бумаг, а также выпуска корпоративных облигаций. При этом у
большинства компаний-эмитентов, особенно созданных в процессе приватизации, накоплены
значительные средства от переоценки основных средств на счете «Добавочный капитал», за
счет которого можно провести техническую эмиссию и увеличить уставный капитал.
С точки зрения акционеров компании-эмитента увеличение уставного капитала будет
означать увеличение номинала акций или их количества, что в конечном итоге, хотя и не
является выражением реальной рыночной стоимости активов, которыми обеспечены акции, тем
не менее, номинально приводит к увеличению стоимости пакета акций, находящегося на руках
у акционеров. Такое решение способно изменить психологию мелкого акционера - физического
лица, который в условиях отсутствия реальных рыночных котировок осознал, что его акции
растут в цене. Это, в свою очередь, затрудняет недружественное поглощение компании-
эмитента путем организации скупки акций у мелких акционеров (нужно больше средств,
труднее убедить акционера продать акции), что является положительных моментом с точки
зрения крупных акционеров и менеджеров компании-эмитента.
На основании вышеизложенного автор считает необходимым предложить внести в закон
об акционерных обществах изменения, касающиеся порядка обязательного увеличения
уставного капитала до минимальных значений вне зависимости от времени и способа создания
компании-эмитента (по аналогии с требуемой величиной чистых активов).
До принятия соответствующихизменений целесообразно поручить представителям
интересов государства в рассматриваемых компаниях вынести вопрос об увеличении уставного
капитала на заседание Совета директоров с последующим утверждением этого решения на
общем собрании акционеров.
2. Вынесение предписаний об обязательной регистрации отчетов об итогах первого
выпуска ценных бумаг компаний-эмитентов, созданных в процессе приватизации