d9e5a92d

Распределение компаний-эмитентов по факту представления существенных фактов


По оценкам РО ФКЦБ в Центральном федеральном округе более половины компаний-

эмитентов на сегодняшний день вообще не раскрывают информацию о наступлении существенных фактов (событий), затрагивающих их финансово-хозяйственную деятельность,

остальные делают это крайне нерегулярно.

Информация, представляемая в составе существенных фактов, является важной для инвестора, в том числе и государства, поскольку указывает на факт изменения основных фундаментальных факторов деятельности эмитента, например, таких как изменения в структуре акционерного капитала, значительные колебания прибыли и чистых активов компании, смена регистратора, генерального директора, крупные сделки и т.д.

Отследить наступление существенных фактов и событий можно на основе анализа информации, поступающей в составе ежеквартальных отчетов эмитентов, а также в ходе выездных проверок.

По мнению автора, организовать контроль за раскрытием информации о наступлении существенных фактов целесообразно путем анализа информации, поступающей в составе

ежеквартальных отчетов, определения критических отклонений показателей отчета,

свидетельствующих о наступлении существенных событий и последующего выявления фактов раскрытия этой информации. В случае, если информация не была раскрыта, к компании-

эмитенту должны применяться санкции, предусмотренные действующим законодательством.

5. Анализ финансового состояния компании-эмитента, проводимый на этапе регистрации выпусков ценных бумаг, а также в процессе выездной проверки по жалобе акционера или инвестора Регистрация выпусков ценных бумаг, размещаемых среди неограниченного круга инвесторов, по мнению автора, должна сопровождаться анализом соответствия финансового состояния компании-эмитента, их выпускающих, требованиям действующего законодательства по ценным бумагам. В случае выявления указанных несоответствий, выпуск ценных бумаг таких компаний-эмитентов должен приостанавливаться.

Кроме этого, при выявлении фактов неудовлетворительного состояниякомпании-

эмитента при регистрации выпуска ценных бумаг, не урегулированных законодательно,

регулирующий орган, должен раскрывать информацию о таких корпоративных эмиссиях,

заведомо несущих высокие риски, связанные с неустойчивым финансовым положением компании-эмитента.

Также ФКЦБ России должна проводить анализ финансового состояния компании-

эмитента в случаях, когда в комиссию поступает жалоба от акционера или инвестора на ущемление их прав и законных интересов, например, путем незаконного вывода активов из компании без их согласия. В этих случаях проверка финансового положения может осуществляться ФКЦБ в рамках выездной проверки деятельности компании-эмитента.

Однако сегодня у комиссии нет полномочий по проверке финансового состояния компаний или отдельных вопросов ее финансово-хозяйственной деятельности, связанных с рынком ценных бумаг. В этой связи, финансовое состояние проверяемой компании в большинстве своем остается за рамками полномочий комиссии. В связи с этим необходимо ввести порядок проверки финансового состояния компаний-эмитентов (путем составления соответствующей методики) в процессе проведения выездных проверок в случаях, когда есть письменная жалоба акционера или инвестора, в которой изложены факты нарушения их прав вследствие неудовлетворительного финансового положения компании-эмитента.

Целью проведения анализа в данном случае должно являться выявление фактов несоответствия раскрываемой финансовой информации реальному финансовому положению компании, а также отслеживание вывода активов из компании и использование денежных средств, вырученных от продажи ценных бумаг, на цели, не предусмотренные в проспекте эмиссии.

В отношении рассматриваемой совокупности компаний (см. главу II) выездные проверки не проводились, тем более не анализировалось их финансовое положение. Имели место лишь аналитические проверки, связанные с выявлением фактов непредставления ежеквартальной отчетности, которые проводились в период с февраля по сентябрь 1999 года. По итогам аналитических проверок во все компании-эмитенты были направлены предписания об устранении нарушений, связанных с порядком раскрытия информации на рынке ценных бумаг,

которые были исполнены всеми компаниями-эмитентами.

Таким образом, по мнению автора, ФКЦБ должна отслеживатьфинансовое положение компаний-эмитентов в двух случаях: на этапе регистрации выпусков ценных бумаг,

размещаемых путем открытой подписки, для целей предотвращения недобросовестных эмиссий, снижения рисков потенциальных инвесторов; и по факту поступления жалоб от акционеров или инвесторов, где указывается на нарушение их прав и законных интересов,

касающихся финансовых аспектов деятельности компании-эмитента.

6. Требование к представлению в качестве приложения к проспекту эмиссии заключения независимого консультанта о финансовом состоянии компании-эмитента Важнейшей составляющей информации, раскрываемой эмитентом в проспекте эмиссии при публичном размещении эмиссионных ценных бумаг, является информация о финансово- хозяйственной деятельности компании-эмитента. Так, помимо бухгалтерской отчетности за три последних финансовых года и последний отчетный период, заверенной аудитором, эмитент раскрывает информацию о своем положении в отрасли, конкурентах, внешних факторах, влияющих на его хозяйственную деятельность, прочих рисках, дает расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, представляет другую не менее важную финансово- экономическую информацию.

Однако анализ поступающих на регистрацию проспектов эмиссий показывает, что качество, полнота и достоверность представляемой информации далеки от совершенства. Прилагаемые аудиторские заключения только лишь подтверждают правильность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, и ничего не говорят о реальном финансовом состоянии компании-эмитента. Таким образом, потенциальный инвестор не может получить из проспекта эмиссии всей необходимой информации для принятия качественного инвестиционного решения. Причин здесь несколько. Прежде всего, это отсутствие соответствующих знаний у эмитента и желания раскрывать информацию должным образом. Другая причина, это отсутствие со стороны государства должного контроля и требовательности полноты представления информации.

Один из вариантов выхода из этой ситуации . представление в качестве приложения к проспекту эмиссии заключения консалтинговой компании о финансовом состоянии компании- эмитента, предлагающего свои ценные бумаги на открытом рынке. В этом случае ответственность за достоверность и полноту представляемой там информации берет на себя консультант. Эмитент же вынужден будет понести определенные расходы, связанные с подготовкойподобного заключения. Необходимо нормативным путем ввести требования по представлению подобных заключений в качестве приложений к проспекту эмиссий. В качестве обязательного, это положение должно применяться в отношении тех эмитентов, которые предлагают свои ценные бумаги к публичной продаже. Для остальных . по желанию самих эмитентов.

информативным и полезным для участников рынка, приучит эмитентов к грамотному и полному раскрытию На взгляд автора, такая мера существенно снизит риски инвестора, сделает проспект эмиссии более информации о своей финансово-хозяйственной деятельности. По всей видимости, введение такого требования поставит вопрос о необходимости определения в законодательстве консалтинговой деятельности как профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Спор противников и сторонников лицензирования этого вида деятельности ведется уже давно, тем не менее, и те другие сходятся в одном - подпись юридически признанного профессионального участника рынка ценных бумаг на проспекте эмиссии подтверждает факт раскрытия достоверной информации и является по сути дела заключением о финансовом состоянии компании-эмитента.

7. Организация открытого конкурса инвестиционных проектов с привлечением для их оценки профессиональных участников рынка В системе показателей состояния эмитентов ни у одной из представленных там компаний нет реализуемого или планируемого к реализации инвестиционного проекта или бизнес плана. По причине отсутствия инвестиционных проектов значительная часть показателей, относящихся к оценке степени выполнения проектов, в том числе с использованием инструментов рынка ценных бумаг, в системе не рассчитана. РО ФКЦБ России в Центральном федеральном округе было специально проведено анкетирование рассматриваемых компаний по этому вопросу (каждому эмитенту был направлен специальный запрос). Во всех случаях ответ был отрицательным. Такая ситуация характерна для большинства компаний рассматриваемой отрасли, особенно в Москве. В этой связи государство в лице ФКЦБ России должна взять на себя функцию по стимулированию компаний к разработке собственных бизнес-планов и представление их потенциальным инвесторам. Одним из вариантов такой работы может стать организация конкурсов инвестиционных проектов с привлечением независимых оценщиков, аудиторов, инвестиционных компаний, средств массовой информации (на бесплатной для компаний-эмитентов основе). По результатам конкурса с компаниями, представившими лучшие проекты, при поддержке государства должна быть начата работа по их практической реализации и финансированию, в том числе через инструменты рынка ценных бумаг.

Цель такой работы . научить компании работать с потенциальными инвесторами,

объяснить возможности использования рынка ценных бумаг по привлечению инвестиционных ресурсов, привлечь внимание инвесторов и общественности к потенциально рентабельным предприятиям. Для компаний-эмитентов участие в конкурсах может быть еще интересно, если,

например, государство объявит об участии в финансировании лучших проектов наравне с другими участниками рынка.

Подобная работа во многом не свойственна государству, однако, инициация этих процессов без поддержки органов государственной власти сегодня не представляется возможной.

8. Создание единой информационной базы данных по компаниям-эмитентам Проблемой государства в современной России является отсутствие взаимодействия в области информационного обмена между различными органами государственной власти. При этом на долю предприятий выпадает необходимость представления огромного объема отчетности: в налоговую инспекцию, в Государственный комитет по статистике, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, комитеты по регистрации, другие государственные органы. Таким образом,

складывается ситуация, когда вместо того, чтобы воспользоваться информацией других органов власти, чиновник снова требует отчетность с предприятия. Отсутствие единого информационного пространства, связывающего государственные ведомства, характерно и для Москвы98.

Создание единой информационной базы данных позволит снизить регулятивно-

информационные издержки компании-эмитента, что приведет к их большей дисциплинированности и ответственности за качество представляемой информации.

98 Как уже отмечалось выше (см. параграф 3 главы I), проблемой существующего сегодня системы бухгалтерской отчетности является неадекватность отражения финансовой ситуации на предприятии. С этой целью по предложению Правительства Москвы Мосгоркомстат своим постановлением № 1 от 5.01.1999 г. утвердил дополнительные формы обязательного статистического наблюдения за предприятиями с участием города: ФГД-1 и ФГД-2.

Предполагалось, что пользователями этой информации станут все структуры Правительства Москвы, участвующие в управлении пакетами акций, принадлежащими городу. При этом с компании будет снята нагрузка по представлению подобной информации во множество государственных органов, будет достаточно лишь сдать эту отчетность в Мосгоркомстат.

Однако на деле не сложилось единого информационного потока от предприятия к государственным органам. И проблема здесь в создании единой информационной базы данных.

В настоящее время в ФКЦБ аккумулируются огромный объем информации по компаниям-эмитентам. С созданием выше упомянутой базы данных этой информацией могут воспользоваться другие государственные органы, которые до сегодняшнего момента зачастую и не знают о такой возможности.

Таким образом, необходимо создание единой информационной базы данных по компаниям-эмитентам, позволяющей всем заинтересованным органам государственной власти,

так или иначе, сталкивающимся с рынком ценных бумаг, проводить мониторинг деятельности компаний-эмитентов, получать существенную информацию об их финансовом состоянии, что, в свою очередь, позволит снизить информационную нагрузку на компании-эмитенты и повысит качество раскрываемой информации.

Выводу и результаты по параграфу 1:

 регулятивные решения государства на рынке ценных бумаг являются необходимым условием реализации качественных инвестиционных решений всеми участниками фондового рынка, включая и государство-инвестора;

 существующий на сегодняшний день регулятивный механизм рынка ценных бумаг не совершенен, не позволяет инвесторам (в том числе государству) оценить риски своих инвестиций, что является причиной низкой инвестиционной активности на фондовом рынке в целом;

 одной из причин несовершенства регулятивного механизма является ограниченность регулятивных решений государства, их направленность на формальное исполнение действующего законодательства, неспособность предложить реальные стимулы соблюдения норм и стандартов деятельности на рынке ценных бумаг;

 разработаны предложения по развитию существующей системы регулятивных решений, сформулированы неординарные регулятивные решения, которые будут способствовать созданию реальных стимулов у компаний-эмитентов раскрывать информацию о своей деятельности, повышать качество корпоративного управления,

использовать фондовый рынок в качестве альтернативного источника привлечения инвестиций;

применение разработанных неординарных регулятивных решений позволит в дальнейшем государству-инвестору принимать качественные инвестиционные решения в отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности.


   Содержание раздела