
Таким образом, город заинтересован в выплате дивидендов и как акционер, и как фискальный орган. Однако, как показывает российская практика, предприятия не проводят взвешенную дивидендную политику, иными словами не платят дивиденды, поэтому этот показатель не должен значительно влиять на результат рейтинга. В результате аналитическим блокам: хозяйственная деятельность, дивиденды и бюджетная эффективность присвоены экспертным путем следующие веса: 46%, 8% и 46% соответственно (общий вес рейтинга . 100%).
Как было показано в главе I настоящей диссертации, существует большое количество показателей, с помощью которых можно оценить эффективность хозяйственной деятельности компании-эмитента и ее значимости для бюджета. Однако целесообразно сделать методику расчета рейтинга максимально простой и общедоступной. Поэтому были выделены 5 наиболее существенных аналитических подблоков (рентабельность, динамика чистых активов,дивиденды, налоги, задолженность), а в рамках этих подблоков . 8 ключевых рейтинговых показателей. Рентабельность . это в общем виде эффективность предприятия. Рентабельность предприятия является критерием эффективности инвестиций, поэтому увеличение рентабельности компании . положительная новость для акционера и потенциального инвестора. Выбранные показатели рентабельности (чистая маржа и рентабельность нетто- активов) позволяют сравнивать эффективность деятельности предприятий различных отраслей экономики (различия в структуре доходов, налогообложении и т.д.) и предприятий с разными масштабами деятельности.
Динамика чистых активов отражает интенсивность развития бизнеса компании. Увеличение чистых активов компании-эмитента, у которой отсутствуют котировки акций на организованном рынке ценных бумаг, говорит о потенциальном росте стоимости этих акций, то есть гипотетическиакционер получает доход от роста стоимости чистых активов компании. В методике расчета рейтинга показатель динамики стоимости чистых активов рассчитывается путем соотнесения с динамикой валюты баланса за тот же период.
Дивиденды в методике расчета рейтинга берутся начисленные в расчете на величину пакета акций, принадлежащего городу, и в абсолютном выражении. В рейтинге учитываются налоги, уплаченные предприятием только в бюджет города Москвы, в абсолютном выражении. Под налогами понимаются все обязательные платежи в бюджет . налог на прибыль, на имущество и т.д. Для обеспечения сопоставимости данных в этом аналитическом подблоке рассчитывается также показатель налоговой нагрузки на суммарные доходы компании, позволяющий определить величину уплаченных налогов с общих доходов компании-эмитента. По аналогии с налогами в рейтинге рассчитываются два показателя задолженности предприятий перед бюджетом города Москвы . собственно задолженность в абсолютном выражении и относительный показатель покрытия бюджетной задолженности. Дело в том, что характер задолженности может быть разный (условно хронический и условно технический, разовый). Если предприятие способно погасить задолженность живыми деньгами в любой момент времени, то эта задолженность не является критической. После того, как по выбранной совокупности рейтингуемых компаний-эмитентов (выборка) произведен расчет приведенных выше показателей, для построения итогового рейтинга экономической значимости предприятий для города проводится их нормализация, то есть каждый показатель каждого предприятия выборки приводится к нормальному, воспринимаемому виду. Далее происходит взвешивание, то есть экспертным путем определяются экспертные веса для каждого из 8 рейтинговых показателей. Веса в сумме равны 100% (см. рис. 17). Итоговый рейтинг . сумма взвешенных нормализованных значений 8 показателей, рассчитанных по каждому предприятию из выборки. Заключительным этапом построения рейтинга значимости предприятий для города является ранжирование предприятий (создание рейтингового листа), то есть выстраивание по значению рейтинга в порядке убывания, чем ниже рейтинг . тем менее экономически значимо предприятие для города в отчетном периоде.