d9e5a92d

Опущение грамматическое и неграмматическое


Один из трех универсальных процессов человеческого моделирования - опущение. Этот процесс проходит на нейрологическом уровне, социальном уровне и уровне индивидуального опыта (см. “Структуру Магии”-I, гл.1, для более детального обсуждения). Наш сенсорный аппарат воспринимает и сообщает об изменениях в паттернах энергии только внутри узких рамок. Например, человеческое ухо проявляет феноменальную амплитуду чувствительности до изменения положения барабанной перепонки в диаметре атома водорода. Это соответствует длинам волн лишь между 20 и 20000 колебаний в секунду. Таким образом, паттерны энергии - потенциальные звуки - свыше 20000 колебаний в секунду недоступны для нас как вспомогательные для организации нашего опыта.

Другими словами, наша нервная система опускает все паттерны свыше 20000 колебаний в секунду. На уровне языкового паттернинга трансформационные лингвисты идентифицировали большое количество специфических паттернов опущения, которые происходят между полной лингвистической репрезентацией - глубинной структурой - и реальными предложениями, используемыми нами в нашей коммуникации -поверхностными структурами.

 

Отметьте разницу в количестве информации, доступной в каждом из следующих предложений:

Мужчина купил у женщины машину за 20 долларов.

Машина была куплена

 

В поле трансформационной грамматики каждый предикат или слово-процесс могут быть классифицированы большим количеством и сортом существительных или аргументов, отношения которых или процессы, связанные с которыми они описывают. Предикат купить может быть классифицирован как четырехместный предикат: Купить - это предикат, описывающий процесс, который имеет место между:

покупателем - персоной, осуществляющей покупку,

приобретающий вещь продавцом - персоной, осуществляющей продажу,

освобождающейся от вещи вещью - той вещью, принадлежность которой изменяется стоимостью - вещью или услугой, меняемой на эту вещь.

В первом предложении все эти существительные-аргументы присутствуют в поверхностной структуре /I/; во втором предложении репрезентировано только одно из них; три остальные удалены трансформационными процессами опущения. В контексте гипноза, когда клиент делает попытку выяснить смысл или, более точно, восстановить полное значение, внешнее к вербализациям гипнотизера, умелое использование трансформационного процесса опущения помогает гипнотизеру в следовании клиенту. Умелым опусканием частей полной лингвистической репрезентации - глубинной структуры - клиента заставляют активизировать дополнительные глубинные структуры, чтобы восстановить полное значение.

В процессе генерирования и отбора этих глубинных структур в поиске полного значения клиенты будут генерировать и отбирать глубинные структуры, которые будут:

1. Обеспечивать участие со стороны клиента, полностью занимая   / доминантное полушарие

2. Обеспечивать то, чтобы вербализации гипнотизера эффективно следовали опыту клиента

3. Обеспечивать свободу клиента использовать его собственные ресурсы в процессе восстановления полного значения



 

Существует два типа опущений, которые Эриксон обыкновенно использует:

1. Грамматическое опущение, в котором результирующая поверхностная   структура является хорошо сформированным английским предложением.

2. Неграмматическое опущение, в котором результирующая поверхностная структура не является хорошо сформированным английским предложением.

 

Ранее представленное предложение Машина была куплена - пример использования грамматического опущения. Примеры результирующих неграмматических опущений - фрагменты предложений, такие, как: и вы полностью осознаете так хорошо, что вы... и так ясно вы хотите и испытываете потребность... я скоро захочу сказать вам...

Эти последовательности слов воспринимаются большинством естественных носителей английского языка как фрагменты предложений -куски предложений, которые сами по себе не составляют цельного, хорошо сформированного предложения на английском языке. Такие фрагменты -результат неграмматического опущения - увеличивают до максимальной степени участие со стороны клиента в выработке полного значения.

 

Рассмотрим, например, два курсивных предложения:

Изменение фокуса ваших глаз... Изменение от чего до чего? Феномены жизни... Какие феномены чьей жизни?




Содержание раздела