d9e5a92d

Маркетинговый блок. Двумерный анализ «конкурентоспособность, перспективность»

Пусть мы имеем два интегральных измерителя бизнеса:
конкурентоспособность бизнеса и его перспективность. Тогда мы можем
проводить анализ в рамках модели Shell/DPM 3х3, имеющей высокое
практическое значение для стратегического планирования [Hoichens-
Robinson]. Главный вывод, который можно сделать на основе модели . это
позиционировать бизнес и тем самым определить его место и роль в
совокупном портфеле бизнесов Компании.
Конкурентоспособность (А) можно измерять на основе следующих
базовых факторов:
соотношение доли бизнеса и доли основного конкурента (RCP .
Relative Competitive Position) . a1;
распознаваемость имени Компании . a2;
сила бренда бизнеса/Компании . a3;
развитость дистрибьюторской сети . a4;
технологические позиции бизнеса . a5.

Рассмотрим пример. Пусть интегральный фактор А бизнеса
определен пятью базовыми факторами с системой весов и количественными
уровнями, установленными таблицей 8.2, а интегральный фактор B этого же


бизнеса определен пятью базовыми факторами с системой весов и
количественными уровнями, установленными таблицей 8.3. Требуется
качественно определить уровни интегральных факторов A и B на основании
трехуровневой 01-классификации.

Таблица 8.2. Матрица для оценки интегрального фактора А










Решение. При распознавании мы взяли за основу набор функций
принадлежности вида рис. 8.1. Функция принадлежности подмножества
«Высокий уровень фактора», определенная на 01-носителе х, имеет
следующий аналитический вид:



В свою очередь, функция принадлежности подмножества «Средний уровень
фактора» имеет следующий аналитический вид:



Соответственно, выполняется:



Расчет применительно к таблицам 2.11 и 2.12 дает:
A =0.3*0.3 + 0.15*0.9 + 0.15*0.7 + 0.2*0.7 + 0.2*0.9 = 0.65, (8.6)
B = 0.15*0.9 + 0.3*0.3 + 0.15*0.5 + 0.25*0.7 + 0.15*0.7 = 0.58, (8.7)
что при распозновании по формулам (8.4), (8.5) позиционирует:
уровень А на 25% как высокий и на 75% как средний;
уровень B на 100% как средний.



Изложение примера завершено. Теперь, распознав уровни А и B, можно
позиционировать бизнес в соответствии с моделью Shell/DDM. В таблицу
8.4 сведены позиции модели [Hoichens-Robinson] и возможные стратегии
ведения бизнеса.

Таблица 8.4. Позиции бизнеса в соответствии с моделью Shell/DDM









Схематически позиции модели сведены на рис. 8.2. Мы видим, что по
условиям расчетного примера оцениваемый бизнес позиционируется по
строке 5 таблицы 4 «Продолжать бизнес с осторожностью». При этом
некоторое смещение в область высокой конкурентноспособности (А+)
говорит о том, что бизнес имеет нарастающие конкурентные преимущества,
что, при наличии осторожных инвестиций, может позволить ему занять
большую долю рынка продаж, т.е. увеличить массу прибыли.



Рис. 8.2. Позиционная матрица 3х3.



Содержание раздела