Маркетинговый блок. Анализ сильных и слабых сторон бизнеса
Для оценки сильных и слабых сторон бизнеса (SWOT-анализ, SStrength,
W- Weakness, O . Opportunities, T . Threats) можно использовать
как количественные, так и качественные шкалы.
Введем двухуровневую шкалу, содержащую ряд базовых факторов,
которые в свою очередь, характеризуются наборами своих составляющих
факторов. В качестве базовых факторов, характеризующих силу/слабость
бизнеса, можно выбрать следующие: Техника, Качество, Затраты, Продажи,
Цены, Сервис, Логистика. Составляющими факторами, например, по
фактору «Продажи», являются: доступ к сложившимся каналам продаж,
региональное присутствие, доступ к ключевым потребителям, реклама,
квалификация персонала и т.д.
Тогда агрегирование составляющих факторов на уровень базовых
факторов может осуществляться на основе матричной схемы агрегирования,
которая уже рассматривалась нами в разделах 2.10 и 3.2 настоящей работы и применительно к комплексному финансовому анализу предприятий.
Рассмотрим пример. Пусть базовый фактор определен двумя
составляющими факторами с весами 0.6 и 0.4, причем уровень первого
составляющего фактора определен экспертом как 0.8, а уровень второго
составляющего фактора . как 0.5. Требуется качественно определить
уровень базового фактора.
Решение. Возьмем за основу набор функций принадлежности
стандартной пятиуровневой классификации на 01-носителе. Функция
принадлежности подмножества «Высокий уровень фактора», определенная
на 01-носителе х, имеет следующий аналитический вид:
Соответственно, распознавание уровня дает, что первый составляющий
фактор со степенью уверенности 0.5 является высоким, и с той же
уверенностью . очень высоким. Распознавание уровня второго
составляющего фактора дает однозначное признание этого уровня средним.
Чтобы оценить силу/слабость бизнеса по базовому фактору, составим
таблицу для вычисления SW по матричной схеме (таблица 8.1).
что при распознавании по формуле (8.1) позиционирует уровень SW на
100% как высокий.
Изложение примера закончено. Аналогичным образом можно
осуществить матричную свертку при переходе от частных показателей
силы/слабости бизнеса по базовым факторам к интегральному показателю
силы/слабости бизнеса. Нужно только определить веса базовых факторов в
интегральной оценке.
Содержание раздела