Глава 1   Глава 2

Взаимодействие. Битва за силу 2


"В "Ши зцин" сказано: "Когда у человека нет ритуала, он подобен крысе, у которой [одно только] тело; если у человека нет ритуала, лучше ему скорее умереть!" Поэтому ритуал дол­жен исходить от неба, но подражать земному, распространяться на духов и души умерших и касаться траура, жертвоприноше­ний, стрельбы из лука, управления колесницами, брака, ауди­енций и приглашения на службу. Совершенно-мудрые сделали ритуал всеобщим достоянием, так что Поднебесная и ее царства' могут употреблять их для наведения порядка"».

Если мы теперь вспомним теорию мифологического мышле­ния, то увидим, что ритуалы (обряды) считаются способами вероисповедания на земле первомифов, то есть своего рода ожив­лением, ежегодным возрождением первоначал, данных творца­ми мира.

Это значит, что задача водителя (руководителя или полковод­ца)—это перевод Начал, данных творцом предприятия, начальником в своего рода обряды, которые всеми работниками, служащими или воинами понимаются одинаково, а значит, и исполняются однознач­но с отданным приказом или распоряжением.

Это особенно ярко видно на примере армии. Однако и на производстве все начинает работать только тогда, когда люди обучены и понимают друг друга однозначно, а сами должност­ные обязанности усвоены точно обряды.

Ритуальность, обрядовость должностных обязанностей имеет и еще одно ценное качество: она позволяет людям многократно повторять одни и те же действия, не утомляясь от них психологи­чески.

Это совершенно невозможно, если все люди занимаются твор­чеством, — такие люди совершенно не могут повторять однажды пройденное.

Следовательно, повторяющимся действиям просто необхо­димо придать обрядовый вид, чтобы люди ощущали себя свя­щеннодействующими, исполняя их, хотя бы потому, что без по­вторяющихся действий мы просто не сможем выжить в нашем ежегодно повторяющемся мире.

Вот почему в традиционных обществах сутью всех основных обрядов годового цикла являлось поддержание жизни мира, его возрождение. Зная о том, как важно то, что он делает, человек может повторять свое действие столько раз, сколько это требуется для поддержания жизни, и тогда это становится одновременно и служением, и молением или медитацией, посредничеством между людьми и Богами, или, по крайней мере, божественностью. А люди, которых готовит руководитель-полководец — жрецами.





- Начало -  - Назад -  - Вперед -