Восстание” неоконсерваторов против кейнсиансцев 2






жестко ограничить предложение денег и выдачу кредитов;
сократить печатание денег (увеличивать их количество со­размерно росту производства);
урезать социальные программы (уменьшить государственные выплаты населению).
Была противопоказана слишком активная денежная политика государства (излишнее предложение денег), а также крайние действия Федеральной резервной системы (выпуск в обращение слишком большого количества денег или слишком малого).
Теория экономики предложения выступила за возрождение сво­боды частного предпринимательства и воссоздание рыночного механизма регулирования. Основная цель - создать благопри­ятные условия для роста предложения как труда, так и капитала (его накопления). Для этого было рекомендовано снизить налоги на заработную плату и прибыль.
Теория рациональных ожиданий признала неприемлемыми централизованное планирование национального хозяйства и текущее государственное регулирование экономики. И эту от­рицательную позицию можно понять. Например, в США в период господства кейнсианства допускался большой произвол правительственных чиновников по отношению к предприни­мателям. До середины 70-х годов ежегодно издавалось до 7 тыс. правил и указаний, регламентирующих деятельность частного бизнеса.
Школа рациональных ожиданий выдвинула свой рецепт ре­гулирования экономики. Нужны стабильные правила для всех хозяйствующих субъектов, которые делали бы предсказуемыми действия правительства, производителей и потребителей. Было бы разумно принять закон, по которому государственные ре­шения в области денежной политики и налогов вступают в силу только через два года после их принятия. К тому же правительство должно сосредоточиться на долгосрочной экономической поли­тике.
О том, насколько было велико расхождение между кейнсианцами и новоконсерваторами, дает представление табл. 16.

Таблица 16. 1
Основные положения кейнсиавцев и новокоисерваторов



В соответствии с рекомендациями новоконсерваторов в ос­нову экономической
политики США, Великобритании и ряда других государств было положен принцип “эффективного пред­ложения” - поощрения частного бизнеса (в США такую по­литику назвали “рейгономика”, в Англии - “тетчеризм”). Чтобы сделать более выгодным предпринимательство, существенно снизили налоги на прибыль и трудовые доходы. Государство заметно уменьшило свое вмешательство в хозяйственные дела, началась частичная приватизация государственных предприя­тий - продажа их частным лицам, преобразование в акционерные общества. Во многих странах было заметно свернуто планиро­вание хозяйства, уменьшено финансирование социальных про­грамм. Проведенные меры дали осязаемые результаты. В США и других странах несколько уменьшился дефицит государствен­ного бюджета, сократилось количество денег в обращении, а темпы инфляции снизились в 3-4 раза, возросла скорость хо­зяйственного развития.
Но и модель макрорегулятора национальной экономики, предложенная новоконсерваторами, не спасла экономику Запада от спадов производства и инфляции. В 1979-1981 гг. разразился новый мировой экономический кризис. При этом, как и в 1973 г., уровень мирового промышленного производства оказался на ну­левой отметке.
Сама жизнь вновь властно поставила вопрос: какой же хо­зяйственный механизм лучше - государственный (кейнсианский) или рыночный (новоконсервативный)?







- Начало - - Назад - - Вперед -