Цена инфляции 2






Большой выигрыш от роста цен получают у нас многочис­ленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым до­полнительный спрос, они повышают цены товаров.
Нулевой вариант “цены” инфляции - редкое явление (в этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов). Такой случай имеет место, когда на отдельных пред­приятиях или в национальном масштабе проводится “автома­тическая индексация” денежных доходов.
Негативный вариант “цены” инфляции, вызывающий умень­шение реальных доходов фирм и домашних хозяйств, возникает чаще всего.
А. Потери от хранения наличных денег дома. В данном случае “цена” инфляции равна тому количеству дополнительных денег, которые можно было бы получить при их хранении в банке (под определенный процент).
Чтобы свести к минимуму утрату части дохода при росте цен, люди пытаются найти наличным деньгам наиболее надежное и выгодное применение. Из-за непрерывного хождения по фи­нансовым учреждениям расходы на эти цели образно назвали “издержки на обувные подметки”.
Б. Издержки меню - расходы при инфляции, связанные с ростом цен в магазинах, кафе, транспортных тарифов и пр.
В. Убытки из-за несовершенства юридической практики. Дело в том, что при составлении контрактов юристы нередко ука­зывают номинальные величины стоимости вещей, не предус­матривая их индексацию по определенному уровню цен. Поэтому целесообразно указывать в договорах реальные стоимостные ве­личины (с учетом их индексации или в пересчете на стабильную иностранную валюту).
Г. Потери из-за несовершенства налогового законодательства. Нередко многие положения налогового законодательства состав­лены без учета воздействия инфляции. Так, не учитывается, что облагаемые налогом прибыли растут медленнее, чем повы­шаются цены. Однако налог на прибыль взимается по таким ставкам, словно эти доходы связаны с ростом цен.
Д. Издержки из-за неверных инфляционных ожиданий. Эти по­тери возникают у людей, которые не предвидели роста цен или неправильно определили ход инфляции. При внезапном скачке Цен процент за кредит оказывается меньше темпов инфляции. В этом случае происходит спекулятивное перераспределение до­ходов. Проигрывают кредиторы: они получают деньги, которые за время предоставления кредита обесценились. Напротив, выигрывают должники, ибо возвращают долг с процентами в обесцененных деньгах.
Отсюда - особая проблема “отцов и детей” в масштабе макроэкономики. Ведь основными кредиторами в обществе являются пожилые люди (они выплатили все свои долги и имеют накопления на старость). Основными же должниками выступают молодые люди и среднее поколение, взявшие ссуды. Значит, частично перераспределение ценностей, связанное с неожиданной инфляцией, имеет определенную макроэкономическую направленность: от старшего поколения к молодому.
Многие люди не без основания испытывают страх перед непредсказуемой стихией инфляции. Они задаются вопросом! какие силы раскручивают маховик инфляции?







- Начало - - Назад - - Вперед -