d9e5a92d

Норма прибыли


Торговый бизнес осуществляется по известной нам формуле:

Д – Т – Д',

где Д - денежные затраты на торговлю;
Т - товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу);
Д' - денежная выручка от реализации благ по розничным ценам.
Из данной схемы мы можем составить первоначальное пред­ставление о прибыли в торговом бизнесе. Торговая прибыль (Пт) - разница между денежной выручкой и первоначально аван­сированной суммой
Пт = Д' – Д.

Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли (Пт’)

Пт‘=

Норма прибыли торгового капитала - это отношение прибыли к авансированному капиталу, выраженное в процентах.
Теперь детально проанализируем прибыль, чтобы затем лучше представить себе, от каких факторов зависит ее величина. Начнем с выяснения первоначальных затрат на торговый бизнес (Д). Эти затраты складываются из двух основных элементов:
расходов на закупку товаров по оптовым ценам (Цо);
торговых издержек (затрат по организации торгового пред­приятия - Ит).


Стало быть, авансированный капитал будет представлять со­бой сумму, во-первых, затрат на покупку всех благ (Т) по их оптовым ценам (Цр) и, во-вторых, величины торговых издержек
Д = Т ´ Цо + Ит.
В свою очередь, денежная выручка - это произведение ко­личества проданных товаров (Т) на их розничную цену (Цр):

Д' = Т ´ Цр.

Сейчас мы можем расшифровать формулу прибыли следую­щим образом:

Пт = Т ´ Цр – (Т ´ Цо + Ит).

Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит: а) от количества реализованных продуктов;
б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними;
в) издержек торговли. Столь же понятно, что и величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами.
Не все указанные величины подконтрольны торговому биз­несу. От его деятельности в большей мере зависят издержки.
Издержки по организации розничной торговли (Ит) подраз­деляются на два вида.
Первый вид - прямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж товаров. Говоря конкретнее, в прямые издержки входят:
а) затраты на покупку продуктов по оптовым ценам и б) транс­портные расходы.
Второй вид расходов - косвенные (или условно-постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции. Сюда включаются затраты по содержанию торгового предприя­тия: вознаграждение за труд сотрудников, плата за аренду по­мещения, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, элект­ричество и др.).
Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается объем товарооборота, то в расчете на 1 продукт прямые (пере­менные) расходы не меняются, а косвенные (постоянные) затраты сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность бизнесменов в увеличении количества проданных благ, поскольку косвенные расходы в расчете на один продукт сокращаются, а прибыль увеличивается.
Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной цены по отношению к издержкам в расчете на один товар. Такая цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене вещи приплюсовывается торговая надбавка (внашей стране эта прибавляемая величина была названа “торговая накидка”). Эта надбавка (Т„) покрывает издержки и включает прибыль:

Тн = Ит + Пт

Розничная цена, включающая надбавку, не может устанав­ливаться чисто произвольно, если иметь в виду нормальные условия рыночных сделок. Важно учитывать два ограничителя при определении розничных цен:
цену продавца, ниже которой он не может продавать товары (цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли);
цену покупателя, выше которой он не будет платить за вещь.
Могут быть, по всей видимости, четыре варианта соотно­шений данных видов цен.
1-й вариант: цены продавцов и покупателей равны. Тогда блага будут реализованы по равновесной цене.
2-й вариант: цены продавцов и покупателей совсем не сов­падают. Товары не будут проданы.
3-й вариант: высокие цены продавцов совпадают только час­тично с ценами некоторых потребителей, имеющих большие доходы. В этом случае продукты будет покупать привилегиро­ванная часть населения.
4-й вариант: цены продавцов соответствуют ценам основной части покупателей. Тогда откроется массовая реализация товаров.
Пожалуй, ясно, что в 1-м и 4-м вариантах торговая прибыль может быть получена полностью, в 3-м - частично, а во 2-м случае никакой прибыли не будет.
После того как рассмотрены все основные условия образо­вания торговой прибыли, выясним вопрос: в каком соотношении находятся нормы прибыли в промышленности и в сфере обращения?
Прежде всего важно учесть следующее обстоятельство. Если промышленная фирма станет непосредственно заниматься ре­ализацией своей продукции, то ей потребуются дополнительные денежные средства для организации сложной сети розничной торговли. Однако по мере роста размера авансированного ка­питала предприятия норма прибыли будет снижаться. В силу этого организаторы промышленного бизнеса выбрали альтерна­тивный вариант. Они поступились частью прибыли, чтобы умень­шить оптовую цену по сравнению со стоимостью товара. Возникла двойная выгода. Во-первых, торговые посредники получили воз­можность получать прибыль, покупая блага по меньшей оптовой цене и продавая их по большей розничной цене. При этом последняя могла и не превышать стоимость продукта. Во-вторых, промышленные фирмы избежали затрат дополнительных средств на розничную реализацию своих изделий. К тому же ускорился оборот капитальной стоимости, поскольку предприятия сразу же получают всю сумму от продаж продукции по оптовым ценам. А такое ускорение, как известно, ведет к повышению нормы прибыли.
После разделения бизнеса на его специализированные ви­ды - промышленный и торговый - между ними развернулось острое соперничество за получение большей величины прибыли на равновеликий капитал. Однако еще в период классического капитализма свободная конкуренция вызвала тенденцию к вы­равниванию нормы прибыли и промышленных, и торговых пред­принимателей. Когда, допустим, более высокой доходности до­стигал промышленный бизнес, то в индустриальную сферу уст­ремлялся торговый капитал, что, разумеется, приводило к сни­жению промышленной нормы прибыли. Если же более выгодной становилась торговля, то в последнюю вливались новые промышленники, а это в конечном счете вызывало уменьшение нормы торговой прибыли.
Выравнивание норм прибыли в промышленности и торговле усилилось при монополизации в современной экономике. Эта тенденция особенно укрепилась вследствие интеграции крупного промышленного и торгового капитала.



Содержание раздела



заказать выписку из ЕГРП на дом В случае если получение выписки из ЕГРП невозможно более 3-х суток. По причинам независящим от клиента. Такие случаи бывают в период обновления или сбоев в работе баз Росреестра.