Многие акции NASDAQ контролируются конкретными маркет-мейкерами. {Крупные маркет-мейкерские фирмы могут оказывать очень сильное влияние на рынок, благодаря значительному числу институциональных клиентов. Небольшие фирмы торгуют со своего счета или просто управляют потоком розничных ордеров.) Контролирующий маркет-мейкер может вести от 10 до 50% сделок по конкретным акциям. Высоколиквидные акции почти всегда имеют «ведущего» маркет-мейкера. которого обычно ласково называют «топором».
«Топор» часто открывает позиции за счет собственного напитала, а нередко является и андеррайтером {а то и ведущим андеррайтером) по тем или иным акциям. Другие маркет-мейкеры нередко следуют за ним. В отсутствие сильной инерции «топор» может диктовать направление движения таких акций. Теперь вам ясно, почему так важно знать, кто является «топором», и выяснить, что и как он делает.
Самые крупные маркет-мейкеры — это Goldman Sachs (GSCO), Morgan Stanley (MSCO), Merrill Lynch (MLCO) и Beer Steams (BEST). Если одна из этих фирм является маркет-мейкером по акциям, которыми вы торгуете, то обращайте особое внимание на ее действия. Эти фирмы часто пытаются (и небезуспешно) искусственно понизить курс акций, когда исполняют институциональную покупку, или подтолкнуть его вверх, когда проводят институциональную продажу. Они действуют таким образом, конечно же, в интересах своих клиентов. В гл. 10 мы расскажем, как они это делают; здесь же мы заполняем пробелы в их анкете.
Внутридневные трейдеры часто называют действия маркет-мейкеров «манипулированием рынком». Мне не нравится этот термин по двум причинам. Во-первых, маркет-мейкеры не играют, а делают свою работу. А во-вторых, нередко трейдеры ссылаются на «манипулирование» маркет-мейкеров для оправдания своей неудачной торговли. До появления доступа к экранам второго уровня подобные действия маркет-мейкеров были скрыты от публики и часто приводили к плохому исполнению. Теперь, глядя на экран второго уровня и наблюдая за окном «время и продажи», можно легко понять, что скрывается за сценой, т.е. как идет сделка. Конечно, многие маркет-мейкеры предпочли бы, чтобы у внутридневных трейдеров не было доступа к экрану второго уровня. Чтобы, как раньше, трейдеры видели только внутренний рынок, лучшие бид и аск и статические котировки. Это не просто поставило бы внутридневных трейдеров в невыгодное положение — они были бы вне игры!