Исследователи человеческой психики уделяют большое внимание влиянию предвзятости на процесс принятия решений. Как правило, чтобы принять решение, нужно переработать громадное количество информации. Более того, объем информации ежегодно удваивается. А наш мозг способен воспринимать одновременно лишь семь единиц информации. Как быть?
Обычно мы расправляемся с информацией при помощи приблизительных оценок, или ярлыков. Они позволяют нам быстро принимать решения, сталкиваясь с большим количеством информации, но они же заставляют нас принимать и сомнительные решения. Исследования показывают, что люди не сильны в принятии решений.
На основе этих исследований экономисты образовали даже целую экономическую школу, изучающую финансовое поведение. Они начинают осознавать, что рынки не столь эффективны, как это проповедует теория случайного блуждания. Причем они неэффективны как раз из-за приблизительных оценок, изучаемых в настоящее время психологами. Подход экономистов к решению проблемы состоит в том, чтобы определить, в чем проявляется неэффективность рынков, и использовать это как инструмент прогнозирования. По моему мнению, это путь в никуда, поскольку успех на рынке не связан с прогнозированием. Напротив, успех возникает на основе глубокого понимания проявлений предвзятости и преодоления их в своем подходе к рынку.
Известны более 50 видов предвзятости, которые могут оказывать влияние на результативность работы трейдера, но только два из них заслуживают рассмотрения в данной главе. Этими видами предвзятости, влияющими почти на всех дневных трейдеров и мешающими им зарабатывать деньги на рынке, являются (1) потребность быть правым и (2) лотерейный менталитет.