d9e5a92d

Модель механизма запоминания


Главный механизм запоминания, реализованный в природе, можно представить так. Импульс возбуждения, проходя через синапс, «нагревает» и уменьшает его сопротивление, увеличивая синапсический вес. В следующих тактах при последующих предъявлениях эталона импульс возбуждения увереннее одолевает путь возбуждения, с большей определенностью указывая соответствующий образ (как говорится: «Сложилась связь»), а используемые при этом синапсы, «подогреваясь», сохраняют, и, возможно, увеличивают вес.

Здесь работает известное правило Хебба  : синапсический вес связи двух возбужденных нейронов увеличивается.

Таким способом даже достигается эффект локализации и максимизации возбуждения на выходном слое, дублирующий, а возможно, исключающий необходимость взаимодействия соседних нейронов.

По видимому, синапсы обладают свойством «остывания» со временем, если нет подтверждения их использования. Такое предположение адекватно свойству нашей памяти: ненужная, не подтверждаемая и не используемая периодически информация стирается («Связи рвутся!»). Стирается до такой степени, что приходится учиться заново.

Отметим и важную роль воображения: эталоны на входном слое поддерживаются достаточно долго, возобновляются или моделируются. Видимо, здесь большое значение имеет эпифиз, «третий глаз» — орган воображения и медитации, память и генератор видений.

При создании искусственных механизмов обучения нейросети возникают вопросы:

 увеличивать ли веса всем нейронам, образующим статический путь возбуждения, для запоминания эталона?

 увеличивать ли веса только вдоль некоторых (опорных) цепочек статического пути возбуждения?

 увеличивать ли веса только нейронов, образующх динамический путь возбуждений, ведь выше предполагалось, что лишь само возбуждение увеличивает вес связи? Зачем возбуждать дополнительные нейроны, если и этих достаточно?

 

Очевидно, третий аспект в большей степени соответствует самообучению, самонастройке. Вмешательство в наш мозг на этом уровне исключено. Однако система искусственного интеллекта в более выгодном положении. Ведь она находится под нашим неусыпным контролем, реализуя обучение «с учителем», и допускает любое вторжение, корректирующее вынужденные недостатки естественного интеллекта. Поэтому, рассматривая пример (и пытаясь накопить хоть какой то опыт), мы будем увеличивать веса синапсических связей нейронов, составляющих выделенные цепочки статического пути возбуждения от эталона к образу. Назовем такой метод методом опорных путей, который выработан в процессе проведения многочисленных экспериментов. В частности, увеличение синапсических весов большого числа нейронов приводило к неудачам, связанным с корреляцией динамических цепочек возбуждения для разных эталонов и с быстрым насыщением нейросети (недостаток некоторых известных алгоритмов обучения). В процессе обучения многим эталонам рано или поздно все веса сети оказывались повышенными, и она прекращала что либо различать. Начиналась путаница согласно выражению «Ум за разум заходит»

Что же касается величины изменения синапсических весов, то вряд ли необходимо относительно каждого нейрона решать системы дифференциальных уравнений в частных производных. Природа больше рассчитывает на авось, «на глазок» и другие мудрые и практические приблизительные ориентиры, мало привлекательные теоретически. В данном случае нас более обнадеживает «прилив крови» в нужном направлении, стимулируемый информационным раздражителем или легким подзатыльником.

Введем некую переменную

 выверяемую практически (а то и просто единицу), уменьшаемую или увеличиваемую при необходимости.

Таким образом, нам удалось перейти от схемотехники к нейротехнологии, от точного, определенного, к приблизительному, неопределенному. Действительно, не могла эволюция, основанная на принципе «делай все, что можно», методом «проб и ошибок» привести к производству точных электронных схем, упрятанных в черепную коробку. Да и нет в природе точной, абсолютно достоверной информации. Но общие логические принципы и зависимости должны быть воплощены и в той, и в другой технологии.




Содержание раздела