d9e5a92d

Два обнаженных отшельника


Два обнаженных отшельника
По пути в Ганготри я на месяц остановился в Уттаркаши, расположенном в глубине Гималаев. По утрам я обычно совершал пешие прогулки протяженностью в две-три мили в направлении Текхалы. Между Текхалой и местом моей остановки, на берегу Ганга, находился небольшой деревянный домик, в отдельных комнатах которого жили два совершенно нагих саддху. Это были неграмотные люди, лет шестидесяти, у которых не было никаких собственных вещей, даже котелка для воды. Я знал их: они пользовались широкой известностью, что объяснялось однако не их эрудицией или йогической мудростью, а внешним видом, -- ведь они были нагими в таком холодном климате.

В действительности оба они были полны эгоизма, злости и зависти. Они презирали друг друга. Однажды, прогуливаясь солнечным днем в направлении Текхалы, я увидел издали, что они расстелили возле дома свою солому, чтобы прогреть ее на солнце.

Изредка они проделывали такую процедуру, чтобы просушить солому. Приблизившись к дому, я вдруг стал свидетелем потасовки: двое нагих саддху свирепо дрались между собой. Я разнял их и спросил, что здесь происходит.

Они встали поодаль друг от друга, и один из них сказал: "Он наступил на мою солому! Что он о себе воображает! Он, видно, считает себя величайшим саддху в мире". Этот случай произвел на меня тягостное впечатление, и я стал анализировать путь отречения. Я понял, что, даже отрекаясь от богатства, дома, родственников, жены и детей, человек не может легко отказаться от жажды имени и славы, равно как не способен легко очистить свое эго и направить свои эмоции к самореализации.

Необходимым шагом на пути к просветлению является воспитание нового ума. Без этого отречение лишь делает человека несчастным и разочарованным. Отречение без осознания цели жизни создает проблемы, как для самого отрекшегося, так и для мирских людей, взирающих на него как на образец для подражания.

Люди обычно склонны думать, что те, кто отрекся от этого мира, представляют собой наивысший образец для подражания. Но я встречал достаточно мирян, намного превзошедших отшельников в своем духовном развитии.

Внутреннее состояние более важно, нежели внешний образ жизни.
Жить в мире и оставаться выше его
На первый взгляд может показаться, что некоторым свами в Индии предоставляется в полное распоряжение все, в чем они нуждаются, в то время как сами они ничем себя не утруждают. Однако это не так. На самом деле, в Индии существует непрекращающееся преследование свами. Люди полагают, что свами -- это не человеческие существа. Они думают, что свами ведут сверхчеловеческий образ жизни, и беспокоят их.

Люди приходят к свами и говорят: "Ты должен выступить с речью в таком-то месте", "Ты должен выслушать меня", "Ты должен вылечить этого человека" и т.п.. Если тот образ жизни, который ведет свами, противоречит их ожиданиям, они говорят: "Этот свами -- шарлатан".

В Индии общераспространенным является мнение, что свами не нуждаются в пище и сне, так как превзошли эти нужды. В силу того, что он отрекся от мира, свами не должен чувствовать голода, не должен иметь денег, не должен иметь при себе одеяла, если стоит холодная погода. Люди имеют такие представления, и мы должны соответствовать им даже ценой своего сна, пищи и всего остального. Быть свами -- нелегкая работа; это, действительно, постоянное преследование, пусть даже с благими целями. В Индии, куда бы ни приходил свами, люди всюду из чистого энтузиазма выходят ему навстречу с барабанами и начинают непрерывные песнопения.

В иные дни я проходил миль двадцать пешком и очень уставал. Вечером у меня оставалась единственная возможность отдохнуть, так как рано утром я должен был вставать и заниматься медитацией.

Однако приходили люди и часами пели песни. Если я просил их уйти, они отвечали: "Нет, господин, мы хотим петь для вас". Мне нужно было поспать, а им хотелось петь. В конце концов, я научился засыпать под их пение, прямо среди всего этого шума, создаваемого барабанами и всем остальным.

Когда они закрывали глаза, погружаясь в песнопения, я закрывал глаза, погружаясь в сон. Вы, наверное, слышали о такой вещи, как сон на ходу. Но есть еще одна разновидность сна на ходу, о которой вам не доводилось слышать.



Я научился чувствовать себя спящим по отношению к тем вещам, что отвлекали меня, и ни на шаг не отклоняться от своего пути. Что бы ни случилось, я продолжал идти. Примите решение, несмотря ни на что, сделать то, что вы собираетесь сделать. Если вы примете такое решение, то, несмотря на присутствие вещей, способных отвлечь вас, вы будете продолжать следовать по своему пути, сохраняя невозмутимое спокойствие. Санкальпа (решимость) очень важна.

Вы не можете изменить в благоприятную для себя сторону те обстоятельства, в которых вы находитесь, тот мир и то общество, в которых вы живете. Но если в вас есть сила и решимость, вы можете очень успешно миновать эту процессию жизни.
Потерять -- значит приобрести
Был некий свами, который имел обыкновение всюду путешествовать со своим учеником. Все члены семьи ученика очень любили и уважали этого свами, потому что он был образцом дисциплинированного и высоко духовного человека. Он всегда вставал до восхода солнца, купался, а затем садился и часами медитировал.

Но однажды рано утром, когда было еще темно, этот свами закричал своему ученику: "Эй, дай мне поесть!" "Господин, но сейчас время купания", -- возразил ему ученик. "Сейчас же дай мне поесть! Я голоден". Свами поел, потом пошел искупался.

После купания он опорожнил свой кишечник и снова отправился спать. Он делал все шиворот-навыворот и взбудоражил всех, кто жил в доме.

Они решили, что он сошел с ума. Жена сказала: "Наш учитель прекрасный человек. Мы должны помочь ему".

Она вызвала врачей и попросила их: "Не тревожьте его разговорами на медицинскую тему. Скажите ему: "Мы пришли к вам учиться". Ведите себ вежливо, пожалуйста".

Войдя в комнату свами, врачи стали вести себя, как ученики, потому что им за это было заплачено. "Как вы поживаете, гурудева", -- обратились они к свами. Тот не ответил. Видя, что он не шевелится, врачи решили, что он в коме. Один из них проверил его зрачки: они были неподвижны. Другой обнаружил у него слабый пульс. "Я думаю, что он не выживет", -- сказал один другому.

Третий врач, приставив к груди свами стетоскоп и обнаружив, что биение сердца слабеет, сообщил: "У него останавливается сердце". Женщина, бывшая в доме, зарыдала, потому что всегда смотрела на свами, как на своего духовного отца.

В конце концов, попросили прийти меня. Когда я вошел, свами приподнялся в постели, и я спросил: "Свамиджи, что случилось?" "Ничего. А почему ты спрашиваешь?" "Все встревожены". "Обычно я медитировал ради двух вещей. Но сегодня скончались мои родители, и я опечален. Потому я и не медитирую". -- Слова, сказанные свами показались мне очень странными. "Ваши родители умерли?

Но вы же свами. Вы не имеете никакого отношения к своим родителям". "Нет, нет. У вас тоже есть родители. Когда они умрут, вы поймете. Привязанность была моей матерью, а гнев был моим отцом.

Оба они умерли, и поэтому мне нечего делать. Теперь мне не нужно ничего делать", -- так объяснил свами свое поведение. Когда вы преодолеете привязанность, гнев и гордость, медитация станет вашим естественным состоянием.

Теперь вам не нужно будет садиться в определенную позу для медитации: вся ваша жизнь станет своеобразной медитацией.
VII ОЗHАКОМЛЕHИЕ С РАЗЛИЧHЫМИ ПУТЯМИ
Знание pазличных пyтей пpиводит к фоpмиpованию yбеждений. Чем больше вы знаете, тем больше стpемитесь yчиться.

Пpиобpетя отточеннyю способность pазличения, вы твеpдо стyпаете по своемy пyти, не испытывая никаких сомнений.
Пpославленная женщина-мyдpец
Когда мне было шестнадцать лет, я вместе с Hантином Бабой, таким же, как я, молодым yчеником йоги, жил в лесах Лаpия Канта Hанитала. Как pаз в то вpемя Анандамои Ма, известный дyховный pyководитель Индии, совеpшала паломничество вместе со своим мyжем. Хотя они и пyтешествовали вместе, они не поддеpживали междy собой обычных бpачных отношений, так как оба поняли ценность воздеpжания и вели целомyдpеннyю жизнь. Им обоим было лет по соpок, и они были людьми, всецело пpеданными Богy. В этом паломничестве их сопpовождала огpомная гpyппа последователей, а их пyть лежал от озеpа Маносаpоваp к гоpе Кайласа, что находится вблизи Эвеpеста, высочайшей веpшины Гималаев.

Паломничество к этомy местy считается величайшим из всех, и люди по пyти тyда надеются, что им yдастся поглядеть на мyдpецов или встpетиться с адептами. Анандамои Ма слышала пpо нас, двyх молодых людей, пpинявших обет отpечения, и по пyти в Кайласy нанесла нам визит. Когда, два месяца спyстя, на обpатном пyти она вновь пpоследовала чеpез Hанитал, мы еще pаз встpетились с ней и пpисyтствовали на гpyпповых встpечах, котоpые пpоисходили по вечеpам. Анандамои Ма исповедовала пyть любви и пpеданности и pегyляpно yстpаивала встpечи, на котоpых в кpyгy своих многочисленных последователей pассказывала об этом пyти.

Сyществyет много пyтей, ведyщих к пpосветлению, котоpые в шиpоком смысле слова именyют йогой, но основных пyтей шесть, и бхакти йога, пyть любви и пpеданности, является одним из них. Этот пyть является пyтем подчинения своей воли воле Бога, и мyзыка является одним из его pелигиозных выpажений. Бхакти йога основывается на самопожеpтвовании, почитании и состpадании. Важными добpодетелями на этом пyти являются смиpение, добpота, чистота, пpостота и искpенность. Бхакти йога -- это пyть сеpдца, последователи котоpого yстpемляют свою эмоциональнyю силy к Богy.

Многие последователи этого пyти начинают лить слезы, когда слышат голос Бога или когда собиpаются вместе для священных песнопений.



Содержание раздела