d9e5a92d

Ликвидность рынка

Одним из главных качественных сдвигов 1994—1996 гг. является начавшийся процесс постепенного обретения рынком ликвидности. Если в 1993 г. только ГКО и приватизационные чеки могли быть отнесены к сверхликвидным активам, а 6—7 ценных бумаг могли быть охарактеризованы как ограниченно ликвидные, то в 1995—1996 гг. рынок в целом может быть охарактеризован как ликвидный во многом благодаря появлению твердых котировок.

Используя имеющуюся классификацию уровней ликвидности, можно сделать вывод, что к 1997 г.:
1) свыше 1000 акций имели или имеют ограниченно ликвидный рынок — участники рынка публично объявляют заявки на продажу или покупку; однако появление этих заявок носит нерегулярный характер, а число участников рынка данной ценной бумаги ограничено 1—3;
2) свыше 70 имеют полностью ликвидный рынок — ведется постоянная торговля, имеется общерыночный курс, постоянно выставляется более 3 котировок в РТС и имеется возможность их реализации по рыночным ценам в течение 5 рабочих дней;
3) свыше 20 имеют абсолютно ликвидный рынок — ведется активная торговля с участием нескольких десятков инвестиционных институтов; реализация ценных бумаг возможна в течение 1 часа. По акциям постоянно выставляется более 10 котировок крупнейшими участниками РТС.

Абсолютная разница (спрэд) между котировками на покупку и продажу по ряду ценных бумаг является достаточно большой — до 50% от средней цены. Данный показатель является одним из основных при характеристике уровня ликвидности ценных бумаг, и чем меньше его значение, тем более ликвидна данная бумага.
Другим существенным фактором, оказывающим влияние на уровень ликвидности ценных бумаг, является инвестиционная привлекательность бумаг конкретного эмитента, которая складывается как из показателей эффективности деятельности предприятия в целом, так и из анализа соотношений между результатами производственно-финансовой деятельности предприятия и рыночной оценки его ценных бумаг. Так, например, рост интереса инвесторов к отдельной компании отражается в росте котировок на его ценные бумаги, что в свою очередь ведет к росту оборотов и повышению ликвидности.
Вместе с тем пока корректно говорить о росте ликвидности с точки зрения количества отдельных ценных бумаг, обретающих ликвидность на рынке, но не о ликвидности российского рынка в целом. Если понимать под ликвидностью рынка его способность поглощать значительные количества ценных бумаг при незначительных колебаниях курсов и низких издержках на реализацию, то пока можно уверенно говорить лишь о возрастающей способности рынка. к поглощению новых объемов ценных бумаг и постепенном снижении курсового спрэда.


К числу основных факторов, способствующих повышению ликвидности акций российских компаний, относятся:
общее улучшение финансово-экономического состояния компании, достигаемое в том числе путем проведения финансового оздоровления предприятия и ведущее к улучшению показателей эффективности его деятельности, таких, например, как прибыльность продаж (ROS), доходность капитала (ROE), доходность активов (ROA), прибыль на обыкновенную акцию (EPS) и др.;
повышение информационной открытости компании, предполагающее активную политику эмитента по обеспечению участников рынка регулярной информацией о своей производственной и финансовой деятельности, в том числе регулярное проведение финансового и производственного аудита, подготовка ежеквартальных отчетов о деятельности предприятия, ведение бухгалтерского учета по международным стандартам;
проведение эмитентом благоприятной для инвесторов и профессиональных участников рынка политики, в том числе:
— наличие независимого реестродержателя, упрощенная процедура перерегистрации прав собственности на ценные бумаги, наличие разветвленной сети трансфер-агентов у реестродержателя либо системы удаленных терминалов, разумные тарифы за учет изменений прав собственности на ценные бумаги в реестре акционеров и т. д.;
— отсутствие в уставе акционерного общества разного рода ограничений на потенциальных инвесторов либо на доли их вложений в уставный капитал;
— активная политика эмитента по отношению к потенциальным инвесторам — как отечественным, так и зарубежным, включая мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности ценных бумаг (приближение финансовой отчетности предприятия к западным стандартам, обеспечение определенного уровня информационной открытости компании) и расширению возможностей доступа различных групп инвесторов, в том числе иностранных, к рынку бумаг данного предприятия.

В последнее время существенным фактором повышения ликвидности ценных бумаг эмитентов является их продвижение на зарубежные финансовые рынки, в первую очередь в форме выпуска производных инструментов на базовые российские ценные бумаги (ADR, GDR, RDC).


Содержание раздела