Налоговая система: объекты, плательщики, виды и ставки налогов
Под налоговой системой государства понимается совокупность установленных законодательно налогов, сборов, пошлин, акцизов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней, уплачиваемые налогоплательщиками в процессе своей жизни и деятельности на территории РФ. Упомянутые выше сборы, пошлины, акцизы и прочее являются особыми видами налогов, взимаемых с налогоплательщиков.
Налоги и сборы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — это такие налоги, по которым исчисление налогооблагаемой базы, расчет налога и перечисление его в бюджет осуществляется самим налогоплательщиком по результатам его деятельности. Типичные примеры — налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций.
Косвенные налоги — это налоги, суммы которых входят в стоимость производимых налогоплательщиком товаров, работ и услуг, и тем самым эти налоги перекладываются на плечи конечных потребителей указанных товаров, работ и услуг. Типичные примеры — налог на добавленную стоимость и акцизы.
Другая классификация налогов — на федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
К федеральным относятся следующие налоги:
а) налог на добавленную стоимость (НДС);
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенная пошлина;
з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
л) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;
н) гербовый сбор; о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах “а” — “ж” и “р”, зачисляются в федеральный бюджет.
Налоги, указанные в подпунктах “к” и “л”, являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах “н” — “п”, зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено законом.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:
а) налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;
б) лесной доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
Суммы платежей по этому сбору зачисляются в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений.
Налоги, указанные в подпунктах “а”, “б” и “в”, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Сбор, указанный в подпункте “г”, устанавливается законодательными актами республик в составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области и автономных округов. Ставки этого сбора не могут превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов.
К местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
з) налог на рекламу;
и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
к) сбор с владельцев собак;
л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру;
о) сбор за парковку автотранспорта;
п) сбор за право использования местной символики;
р) сбор за участие в бегах на ипподромах;
с) сбор за выигрыш на бегах;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок;
х) сбор за уборку территорий населенных пунктов;
ц) сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры);
ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Налоги, указанные в подпунктах “а” — “в”, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Налоги, указанные в подпунктах “г” и “д”, могут вводиться районными и городскими органами государственной власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов.
Налоги и сборы, предусмотренные в подпунктах “з” — “х”, могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти.
Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в подпунктах “ж”, “з”, “о”, “ф”, “х” и “ч”, относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
Помимо вышеперечисленной классификации налоги также делятся на налоги с твердыми и налоги с плавающими ставками. Твердые ставки налогов могут устанавливаться в точных суммах (в рублях и копейках), например налог с владельцев автотранспортных средств, могут также устанавливаться в процентах от налогооблагаемой базы, например налог на имущество предприятий. Плавающие ставки всегда устанавливаются в процентах от налогооблагаемой базы, при этом ставки могут быть плавающими в зависимости от размера объекта налогообложения (размера налогооблагаемой базы), типичный пример — подоходный налог с физических лиц, может быть плавающим в зависимости от категории налогоплательщица, например, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
• Объекты и субъекты налогообложения по основным видам налогов, регистрация налогоплательщиков
• Под объектом налогообложения действующее законодательство понимает налогооблагаемую базу по тому или иному виду налога, рассчитанную в соответствии с требованиями нормативных документов.
Например, объектом налогообложения налогом на операции с ценными бумагами является номинал проспекта эмиссии ценных бумаг, объектом налогообложения налогом на пользователей автодорог является объем выручки предприятия от реализации его товаров, работ и услуг и т. д.
Под субъектами налогообложения понимаются все категории налогоплательщиков: юридические лица (предприятия и организации, банки, страховые компании, посредники и пр.), организации, созданные без образования юридического лица (филиалы и отделения юридических лиц, паевые фонды, объекты совместной деятельности и пр.), индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, также физические лица.
Все категории налогоплательщиков, кроме физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежат регистрации в государственных налоговых органах. Банкам и прочим кредитным организациям запрещено открывать счета лицам, не прошедшим регистрацию в налоговых органах (кроме физических лиц). Все счета юридических лиц, предприятий и предпринимателей без образования юридического лица подлежат регистрации в налоговых органах по месту их расположения.
Количество счетов (расчетных или текущих), открываемых налогоплательщиками в банках и кредитных учреждениях, не ограничивается законодательством, за исключением случаев, специально оговоренных, например для организаций-недоимщиков.
Основные виды налоговых льгот
Налоговые льготы по отдельным видами налогов и налогоплательщиков устанавливаются теми органами власти, которыми установлен основной порядок налогообложения данным налогом или данной категории налогоплательщиков. Запрещено установление льгот, носящих индивидуальный характер.
Основными видами льгот являются:
• необлагаемый минимум, например, необлагаемый минимум по налогу на имущество, переходящее в порядке наследования, составляет 850 МРОТ — если стоимость наследуемого имущества находится в пределах этой величины, то налог не взимается;
• снижение ставки налогообложения в зависимости от категории налогоплательщика, например, банки, направляющие 50 и более процентов кредитных ресурсов на кредитование сельского хозяйства и малого бизнеса, уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной в 1,5 раза;
• снижение ставки налогообложения в зависимости от категории объекта налогообложения, например, доходы по государственным ценным бумагам и ценным бумагам местных органов власти облагаются налогом на прибыль предприятий и организаций по пониженной ставке налогообложения;
• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога. например, у физических лиц доходы по государственным ценным бумагам не подлежат налогообложению подоходным налогом;
• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков: например, средства массовой информации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость по продукции массовой информации;
• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов).
Уплата налогов производится юридическими лицами в следующем порядке:
1) уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие платежи в соответствии с законодательными актами;
2) налогооблагаемый доход (прибыль) налогоплательщика уменьшается на сумму уплаченных в соответствии п. 1) налогов, после чего уплачиваются местные налоги, расходы по уплате которых относятся на финансовые результаты деятельности;
3) налогооблагаемый доход (прибыль) налогоплательщика уменьшается на сумму уплаченных местных налогов, указанных в п. 2), после чего уплачиваются в установленном порядке все остальные налоги, вносимые за счет дохода (прибыли);
4) подоходный налог (налог на прибыль) вносится за счет дохода (прибыли), остающегося после уплаты указанных выше налогов, если иное не установлено законом.
Содержание раздела