d9e5a92d

психологический анализ рынка


Как мы неоднократно подчеркивали, основой и причиной изменения цен являются спрос и предложение, которые определяются ожиданиями и решениями участников рынка. Поэтому необходимо стараться по мере возможностей понять эти стремления и ожидания. Все виды анализа рынка как раз нацелены на то, чтобы попытаться определить именно эти параметры — ожидания участников рынка, спрос и предложение. Но участники рынка делают разные выводы из одних и тех же данных. Поэтому важно не столько определить направление тренда, состояние экономики страны или что-либо еще, сколько понять, как оценивают эти явления большинство участников рынка. Решение указанной задачи — дело наиболее сложное. Несмотря на то, что мы уже не раз пытались рассмотреть возможные действия участников и давали психологическое объяснение некоторым явлениям рынка, в этом разделе мы попробуем собрать вместе и систематизировать эти рассуждения.
Мы будем исходить из того, что участниками рынка выступают люди, которые являются мыслящими существами и действуют достаточно последовательно. В силу определенной консервативности и шаблонности действий человека, а также существования стереотипности мышления и поведения людей, мы все-таки можем с известной долей достоверности прогнозировать ожидания участников рынка. На этих же предположениях базируется как технический, так и фундаментальный анализ. «Быки» и «медведи»

В результате анализа рынка у каждого участника складывается свое отношение к нему, на основании которого он принимает одно из трех решений:

• встать на сторону «быков», рассчитывая на повышение цен;

• встать на сторону «медведей», рассчитывая на понижение цен;

• остаться нейтральным и ждать более благоприятного и определенного момента.

Если мы присоединяемся к «быкам» и начинаем покупать, то тем самым увеличиваем спрос, а значит, и цену. Если мы присоединяемся к «медведям» и начинаем продавать, то мы увеличиваем предложение и тем самым уменьшаем цену. С другой стороны, когда мы теряем веру в «бычий» тренд, мы ликвидируем свои позиции, осуществляя продажи. Увеличение продаж увеличивает предложение и понижает цену. Таким образом, при ликвидации длинных позиций мы помогаем побеждать «медведям». Наоборот, потеря уверенности в «медвежьем» тренде заставляет нас ликвидировать короткие позиции, и мы покупаем. Наши покупки увеличивают спрос и способствуют повышению цены. чем мы и помогаем «быкам». Очевидно, что любыми своими действиями — открытие или закрытие позиции — мы всегда помогаем либо «медведям», либо «быкам».
Борьба между «быками» и «медведями» решается в пользу более сильной группировки, и цены начинают либо расти, либо понижаться. Так как борьба между ними никогда не прекращается, движение цен не может выглядеть как непрерывный подъем или спад, а представляет собой последовательность волновых колебаний — подъемов и спадов. При этом, чтобы появился сдвиг в одном из направлений, необходимо, чтобы суммарная величина движения в побеждающем направлении была хотя бы чуть-чуть больше, чем в противоположном. Если силы «быков» и «медведей» равны, то цены будут колебаться около некоторого среднего значения.
Когда тренд сформировался и движение цен становится отчетливым, часть неприсоединившихся (нейтральных) участников могут попытаться присоединиться к победителям, что усилит главенствующее движение. Это движение заканчивается, когда силы победителей иссякают. Тогда большинство неустойчивых и слабонервных уходят с этого тренда. и даже если они и не присоединятся к противоположной партии, то ликвидацией своих позиций все равно помогают противникам заканчивающегося тренда.
Разделение на «быков» и «медведей» условно — это не психологическая характеристика участника, а его ожидание и прогноз в текущей ситуации. То есть в результате анализа рынка участник принимает решение о том, к кому он будет присоединяться. Поэтому в одной ситуации он будет «медведем», в другой — «быком», а иногда он станет неопределившимся, так как не сможет принять четкого решения. С точки зрения разделения участников на эти три группы и их желаний можно анализировать различные ситуации. Первое, на что необходимо обратить внимание: рынок не двигается хаотично. Поскольку большинство использует в своей работе технический анализ, подавляющее большинство участников рынка получают в результате анализа одинаковые важные уровни цен. Также рынок запоминает важные в прошлом уровни цен и ориентируется на них. Знание участниками одних и тех же уровней приводит к тому, что ценовые промежутки между этими уровнями безразличны для рынка. Цены двигаются «скачкообразно»: надолго задерживаются у значимых уровней и быстро проходят расстояние между важными соседними уровнями. Данная закономерность помогает нам правильно выбирать ключевые точки для нашей торговли: точки входа и выхода из рынка. Эти важные точки определяются сильными уровнями цен. Выбор их между уровнями — бессмыслен, ибо между сильными уровнями цена вряд ли задержится, а значит, мы либо увеличим наши потери, либо сократим прибыль.

При приближении к достаточно сильному уровню сопротивления движение цен наверх поддерживается «быками», которые побеждают «медведей». Если этот уровень воспринимается большинством участников рынка как очень важный и сильный, то при его достижении попутчики истинных «быков» выйдут из рынка, ослабив партию «быков» и поддержав «медведей». При этом самые яростные и агрессивные «быки», рассчитывая на пробитие этого уровня и, следовательно, сильный дальнейший рост цен, усиливают свои позиции вблизи него. Наоборот, наиболее агрессивные и рискованные «медведи» начинают открывать позиции в противоположном направлении и своими действиями помогают «бычьему» тренду ослабнуть. Если борьба около этого уровня решается в пользу «медведей», то самые смелые «нейтралы», решив, что образовался новый тренд, присоединяются к «медведям», помогая цене падать. «Быки» оказываются в проигрыше и готовы уже признать свое поражение, но им надо закрыть свои убыточные позиции в точке, максимально близкой к сильному уровню, чтобы минимизировать свои потери. «Медведи», уже открывшие позиции, не боятся возврата к этому уровню, потому что они чувствуют себя победителями и знают, что смогут еще добавить позиции к своим прибыльным: кроме того, колеблющиеся, которые не успели или не решились открыть позиции в сторону нового тренда. тоже готовы присоединиться к «медведям», но на более высоком уровне. Поэтому всех участников рынка устраивает повторный подъем к этому уровню: «быки» могут закрыть свои убыточные позиции с минимальными потерями, «медведи» добавят прибыльные позиции, колеблющиеся откроют позиции на более выгодном уровне. Таким образом, практически все участники рынка хотели бы вернуться к этому уровню. А если большинство участников имеют одинаковые желания, то. скорее всего, именно так все и произойдет. После повторного достижения этого сильного уровня сопротивления практически все действия участников направлены в сторону понижения цены: «быки» закрывают свои позиции, осуществляя продажи, «медведи» и неопределившиеся открывают новые позиции, тоже производя продажи. Поэтому падение цены после повторного достижения этого уровня происходит быстро и устойчиво.
Похожая психологическая картина возникает и при пробитии сильного уровня сопротивления. Только в такой ситуации победителями оказываются «быки», но повторный возврат к этому уровню тоже выгоден всем участникам рынка: победившие «быки» могут усилить свои позиции, агрессивные «медведи» могут ликвидировать убыточные позиции с минимальными потерями, а неопределившиеся участники могут присоединиться к «быкам» на более выгодном уровне. И после повторного отката к этому уровню цены начинают быстро и уверенно расти.


Когда вы хотите открыть или закрыть позицию вблизи сильного уровня поддержки или сопротивления, нужно отдавать себе отчет в том, что цена может не дойти точно до этого уровня. Действительно, если не только вы, но и большинство участников рынка считают его очень сильным и непробиваемым и основной тренд не очень силен, то наиболее агрессивные участники начнут закрывать старые и/или открывать новые позиции заблаговременно, т.е. еще перед этим уровнем. Такими операциями они помогут движению цен быстро ослабнуть и развернуться раньше, чем цены достигнут точного значения сильного уровня. Однако в большинстве случаев цена не только доходит до уровня поддержки или сопротивления, но и чуть-чуть «пролетает» его по инерции. Правда, для такого движения необходимы наличие достаточной силы основного тренда и недостаточная уверенность участников рынка в силе этого уровня.
К сожалению, от приведенных здесь рассуждений мало практической пользы. Определить силу «медведей» и «быков» — это то, что хотели бы уметь делать все участники рынка. Мы можем это сделать лишь через вторичные признаки, осуществляя технический или фундаментальный анализы рынка. Однако знание механизма этой борьбы может нам помочь в более творческом подходе к интерпретации результатов технического и фундаментального анализа.

Цена закрытия
Существует мнение, согласно которому торговый день начинают более слабые участники, а заканчивают профессионалы. Если согласиться с таким подходом, то становится понятным, почему во всех показателях технического и компьютерного анализа обязательно используется цена закрытия. То есть цена закрытия — итог дня или недели, выражающий квалифицированную точку зрения. Это, по-видимому, верно особенно для рынков с фиксированным и ограниченным временем работы. Кроме того, профессионалы обычно входят в спокойный рынок до начала сильных движений цены и выходят из него после окончания этого движения. Непрофессиональные участники часто поддаются массовому психозу или панике при быстрых движениях цен. Конец дня и, следовательно, цена закрытия, редко соответствуют быстрым движениям цен, что тоже подтверждает значимость этой цены как подведение итогов профессионалами.
Для FOREX в силу его круглосуточной работы это утверждение не совсем верно. Тем не менее закрытие Нью-Йорка является определенным итогом дня и несет в себе похожее психологическое значение, но, на наш взгляд, в меньшей степени, чем на других рынках. Большее значение этот психологический смысл цен закрытия должен иметь место на недельных графиках, так как большинство участников рынка, опасаясь длительного перерыва во время выходных и возможности значимых событий за этот период, обычно закрывают свои позиции в пятницу, причем последними это делают, наверное, профессионалы. На часовых и месячных графиках психологический смысл цены закрытия не имеет такого большого значения, поэтому все компьютерные и технические индикаторы, которые существенно опираются на цену закрытия, не так значимы, как на недельных графиках. Однако если большинство участников рынка используют компьютерный анализ для дневных графиков, то выводы, основанные на таком анализе, должны существенно влиять на рынок, независимо от их правильности или неправильности.

Рынок всегда прав
Правило, что рынок всегда прав, в наибольшей степени верно для пассивных участников рынка. Маркет-мейкеры при наличии больших капиталов могут пытаться воздействовать на него. Пассивные участники могут только следовать за ценами, к тому же их невыгодное положение усиливается наличием у них небольшого капитала, что существенно затрудняет их работу. Из сказанного следует, что пассивные участники никогда не могут бороться против рынка.
Данное правило хорошо объясняется аналогией с едущим паровозом.

• Если вы не можете ехать на паровозе, то отойдите в сторону: не надо стоять на путях! Когда вы попытаетесь сопротивляться и остановить его. то просто будете раздавлены, и никто не заметит этого трагического для вас события.

• Пока паровоз стоит на остановке или движется медленно, вскочить на этот паровоз или соскочить с него достаточно просто и неопасно.

• Когда паровоз мчится с огромной скоростью, попытки вскочить в него или соскочить с него обычно имеют трагический исход.

• Свет в конце тоннеля — не всегда выход из него. Это может оказаться встречный паровоз!
Из этих шутливых предписаний следуют вполне серьезные выводы.

• Если рынок пошел против вас, то упорствовать и ожидать, что он скоро развернется в вашу сторону, по меньшей мере наивно. Необходимо без колебаний принимать потери при развороте рынка против вас на том уровне, который вы запланировали.

• Наиболее благоприятный момент входа и выхода из рынка — перед или после сильного движения.

• Присоединяться к стремительно двигающемуся рынку — опасное занятие, особенно для начинающих.

• Когда вы несете большие потери и вам кажется, что стоит еще чуть-чуть подождать и все пойдет по вашему плану, то, скорее всего, вы опять ошибаетесь.

Содержание раздела


Номерки для гардероба заказать в Москве Гардеробные номерки. Гардеробные номерки изготавливаются из различных материалов. Для заказа необходимо знать тираж и материал изготовления.