Угловой диван кензо.


Методы анализа больших систем, планиров. экспериментов 5



В общем случае, при наличии t стратегий и двух факторах, определяющих эффективность, потребуется N=a·t2 элементов для реализации плана эксперимента, где a в простейшем случае равно 1.
Это означает, что для нашего примера необходимо использовать 16 "управляемых" магазинов, так как данные, скажем второй строки и третьего столбца, нашего латинского квадрата означают, что по субботам в одном из выбранных наугад бакалейных магазинов будет применяться стратегия номер 1.
Отметим, что латинский квадрат для нашего примера может быть помтроен совершенно иначе — в виде таблицы 3.11, но по-прежнему будет определять все тот же, рандомизированный план эксперимента.
Пусть мы провели эксперимент и получили его результаты в виде следующей таблицы, в ячейках которой указаны стратегии и результаты их применения в виде сумм дневной выручки:

Таблица 3.12
Дни
Магазины
А Б В Г
Сумма
Вс
2: 47
1: 90
3: 79
4: 50
266
Ср
4: 46
3: 74
2: 63
1: 69
252
Пт
1: 62
2: 61
4: 58
3: 66
247
Сб
3: 76
4: 63
1: 87
2: 59
285
Сумма
231
288
287
244
1050
Итого по
стратегиям
1
308
2
230
3
295
4
217
1050/4=
262.5


Если вычислить, как и положено, средние значения, дисперсии и среднеквадратичные отклонения для четверок значений дневной выручки (по дням, магазинам и стратегиям), то мы будем иметь следующие данные:

Таблица 3.12А

Дни недели
Магазины
Стратегии
Среднее
262.5
262.5
262.5
Дисперсия
217.3
646.3
1563.3
СКО
14.74
25.42
39.5
Коэф.вариации
0.056
0.097
0.151


Уже такая примитивная статистическая обработка данных эксперимента позволяет сделать ряд важных выводов:

· сравнительно малые значения рассеяния данных по дням недели и по категориям магазинов в какой то мере вселяют надежду на правильный выбор плана эксперимента;

· разброс значений по стратегиям на этом фоне, скорее всего свидетельствует о большей зависимости дневной выручки от стратегии, чем от дней недели или категории магазина;

· заметное отличие средних по 1-й и 3-й стратегиям от средних по 2-й и 4-й, может быть основой для принятия решения — искать наилучшую стратегию, выбирая между 1-й и 3-й.

- Начало - - Вперед -