d9e5a92d

Цель и задачи исследования

При анализе потенциальной доходности ценных бумаг необходимо учитывать множество различных факторов. Каждое предприятие в современных российских условиях по-своему уникально. Совершаемые крупными инвесторами сделки по покупке или продаже пакетов фиксируются редко, информация о ценах и условиях сделок в большинстве случаев недоступна для третьих лиц.

Каждый участник сделки рассматривает ее с точки зрения определенных личных целей, и цена продажи всегда определяется только участниками сделки . покупателем и продавцом. В связи с этим поиск сопоставимых примеров крайне затруднителен. Тем не менее, между объектами инвестиций существует некоторое сходство. Определенное понимание рынка крупных сделок может быть достигнуто путем изучения достаточного количества сделок по косвенным признакам. Важнейшими источниками информации служат:

 с одной стороны, производственно финансовые показатели эмитентов, ценные бумаги которых являются объектами сделок;

 с другой стороны, сами факты купли продажи пакетов ценных бумаг и изменения производственно-финансовых показателей, последовавшие за заключением сделок.

Эти данные могут быть подвергнуты обработке при помощи определенного процесса самоорганизации, позволяющего определить наиболее, равно как и наименее типичные сделки и объекты инвестиций в рамках заданных критериев, а также учесть их последствия. Для оценки потенциальной доходности ценных бумаг особую важность представляет расчет будущих финансовых потоков, возникающих в процессе функционирования предприятий. Общепризнанных способов выбора показателей, однозначно определяющих будущую доходность, и определения их сравнительной важности в настоящее время не существует. Таким образом, целью исследования, описываемого в данной монографии, является определение и научное обоснование таких способов оценки эмитентов, которые позволили бы инвесторам принять наиболее правильные управленческие решения относительно своих портфелей ценных бумаг.
Особенность переходной экономики, в условиях которой развивается современная Россия, заключается в высокой изменчивости всех наблюдаемых тенденций.
Распределение данных нестационарного процесса изменения состояния российских предприятий совершенно различно даже для двух последовательных лет. Однако очевидно, что близкие по характеристикам предприятия ведут себя сходным образом, что позволяет говорить о некоторых закономерностях. Важнейшая задача исследования . выявить такие закономерности в экономической деятельности эмитентов и проинтерпретировать их с точки зрения интересов инвесторов.
В качестве теоретической базы, которая позволяет говорить о сходности предприятий-эмитентов, используется концепция стратегических групп. Стратегическую группу можно определить как группу компаний, действующих в одной и той же отрасли и имеющих много сходных черт в отношении структуры затрат, степени диверсификации деятельности, организационной структуры и мотивации. Стратегическая группа представляет собой более узкую совокупность предприятий, чем сектор экономики. Каждый сектор может включать в себя различные стратегические группы, сформированные в зависимости от стратегии, которой придерживаются образующие ее компании. Иметь представление о существующих в той или иной отрасли стратегических группах полезно не только для инвесторов, но и для эмитентов. Если какая-либо компания желает изменить свое стратегическое положение, она должна предварительно ознакомиться с фундаментальными проблемами, с которыми ей придется столкнуться при разработке приемлемого плана действий.


Это знание может оказаться полезным также для компаний, намеревающихся проникнуть в тот или иной сектор экономики, с точки зрения оценки его привлекательности, возможностей для извлечения прибыли, а также происходящих в нем структурных изменений, которыми они могли бы воспользоваться в своих интересах. Поэтому самостоятельной задачей, решаемой в данной монографии, является разработка методики выявления стратегических групп.
Специфическим порождением современной российской экономики являются так называемые «квазикоммерческие» компании-эмитенты. Их функция состоит не в увеличении прибыли, а в том, чтобы обеспечивать деятельность других, аффилированных к ним экономических субъектов. Обычно такие эмитенты накапливают задолженности и практически не развиваются. Однако выявить их на фоне других эмитентов, также находящихся в сложном экономическом положении, не всегда просто.
Одной из задач данного исследования является выявление квазикоммерческих компаний, реклама ценных бумаг которых способна вводить в заблуждение инвесторов.
Особенность российских стандартов отчетности и уникальное экономическое положение России ограничивают применение западного опыта для анализа проблем, стоящих перед российскими предприятиями-эмитентами.
До сих пор никому еще не удалось получить набор значимых финансовых показателей, который характеризовал бы текущее финансовое состояние предприятий в условиях быстро развивающейся российской экономики. Определение минимального набора таких показателей, который легко бы воспринимался инвесторами и был полезен для принятия ими управленческих решений, также является задачей данного исследования. Актуальность этой задачи особенно велика в связи с тем, что доступная инвесторам отчетность предприятий часто характеризуется неполнотой и неточностью. Получение отсутствующих показателей и проверка показателей на достоверность требует от инвесторов определенных затрат. Поэтому очень важно, чтобы такие затраты были обоснованными и обеспечивали максимальную рентабельность в смысле принятия правильных управленческих решений.
Сложность определения минимального репрезентативного состава показателей не всегда очевидна. Например, с точки зрения здравого смысла среди них не должно быть показателей с высокой корреляцией, так как информационная ценность их снижается пропорционально степени корреляции. Однако на практике нередко наблюдается дивергенция (divergence) таких показателей .
ситуация, при которой два показателя не подтверждают друг друга. Часто это свидетельствует об ошибках их определения или недостоверности исходной информации.
Но иногда дивергенция также сигнализирует об изменении тенденций, что крайне важно для инвесторов.
Учет рыночных условий вынуждает также эмитентов прикладывать определенные усилия, чтобы обеспечить удовлетворительный уровень контролируемых показателей. Иногда усилия, направленные на улучшение тех параметров, которые являются общепринятыми на данный момент рыночными индикаторами финансового состояния компаний, могут наносить ущерб другим экономическим показателям. В результате возникает задача объективной оценки важности контролируемых показателей для повышения эффективности экономической деятельности эмитентов в будущем.
Отдельного внимания требует крайне важная для инвесторов задача выявления возможности банкротства эмитентов. Для исследования банкротства существует несколько способов. Подход, который наиболее тщательно разрабатывался в течение трех последних десятилетий, рассматривает банкротство как необратимый процесс, признаки которого могут быть обнаружены в финансовой отчетности компании за два или три года до ее фактического банкротства. По мере приближения банкротства финансовые показатели компании ухудшаются все сильнее. Считается, что все компании-банкроты ведут себя более или менее сходным образом, поэтому основанные на данном подходе методы предсказания банкротств используют простой линейный дискриминантный анализ, например, предложенный Альтманом, а также широко применяемый Z-анализ.
Однако в российских условиях более актуальна альтернативная гипотеза о предсказании банкротств, согласно которой тенденции в развитии предприятия, приводящие в конечном итоге к банкротству, имеют хронический характер, усиливаясь время от времени. Для российских эмитентовкрайне важной является способность адаптироваться к изменениям среды, в которой они действуют. Если руководство предприятия не способно достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды, компания будет испытывать постоянные трудности, пребывая в состоянии нестабильности, которое ведет к увеличению риска банкротства. Этот процесс может протекать скрыто на протяжении ряда лет, и даже при исчезновении общеизвестных симптомов высокая вероятность банкротства сохраняется в течение длительного периода.




Анализируя финансовые показатели российских эмитентов с целью прогнозирования возможного банкротства, следует иметь в виду, что повышенный риск банкротства может проявлять себя несколькими различными способами, не предусмотренными классической теорией. Процесс, ведущий к банкротству, не обязательно развивается линейно на фоне последовательного ухудшения финансового состояния компании из года в год. В течение ряда лет нестабильность экономического положения, ведущая к несостоятельности, может быть скрыта за внешне благополучными контролируемыми экономическими показателями. Поэтому симптомы надвигающегося финансового краха следует искать, в том числе, за несколько лет до фактического банкротства, поскольку свежая финансовая отчетность может и не содержать признаков увеличения его вероятности.
Результаты деятельности любого предприятия можно улучшить путем управления со стороны крупных акционеров . оказания соответствующих воздействий на менеджмент в рамках существующего законодательства.
Подготовка таких воздействий требует формирования у акционеров новых знаний об организации управления.
Существует различие между явным знанием, т.е. той информацией, которую можно найти в отчетности предприятий и информационных базах данных, и скрытым знанием, т.е. знанием, получаемым акционерами из опыта и передаваемым косвенным путем. Общая методологическая задача данного исследования состоит в том, чтобы дать крупным акционерам инструментпреобразования скрытого знания в явное.
Разработка правильных управленческих решений в современных условиях требует использования эффективных методов выявления скрытых знаний, а также усовершенствованных способов обобщения и визуального представления больших объемов информации. Для этого необходимо использовать автоматизированные методы извлечения, обобщения и представления информации, выявления новых структур в массивах данных, а также извлечения новых знаний из имеющейся информации или опыта. Практика показывает, что часто вместо этого пытаются создавать лишь новые информационные системы, многие из которых просто переводят выявленную ранее информацию в новые форматы представления.

Решение общей методологической задачи потребовало введения некоторых описанных в предыдущем разделе ограничений в следующих вопросах:

 какова целевая аудитория потребителей знаний;

 какими главными мотивами они руководствуются;

 какими ресурсами располагают потребители знаний.

На основе этого ниже будет описан процесс и процедуры организации знаний.
В данной монографии не рассматриваются прикладные аспекты управления пакетами ценных бумаг, касающиеся стратегических инвесторов (захват управления, способы и методы получения ими прибыли от контролируемых предприятий), а также вопросы организации (с помощью перекрестного владения акциями) холдинговых компаний и финансово-промышленных групп. Кроме этого здесь не анализируются специфические аспекты международного инвестирования (методики минимизации странового риска, международные рейтинги и т.д.). В монографии не рассматриваются общая теория формирования оптимального портфеля и вопросы применения технического анализа с целью получения прибылей от краткосрочных колебаний котировок корпоративных ценных бумаг. Все эти аспекты требуют несколько иных подходов в управлении, чем рассматриваемые в данной книге.

Содержание раздела


Мебель для детского сада Наша компания имеет все необходимые сертификаты и разрешения на производство. Предлагаем Вашему вниманию каталог мебели для детского сада, в котором найдёте: шкафчики, столы, стулья, разнообразную игровую, мягкую и кухонную мебель, стеллажи и многое другое. Представленные наборы и решения – это результат технологически сложной работы.