d9e5a92d

Психологические тренинги –Терапия движениями глаз


Вообразите себе на минутку, что к терапевту пришел клиент и жалуется ему на проблему. Давайте представим, что клиент и есть проблема – его руки и его ноги, его голова, все его части тела – это проблема. В каком-то смысле слова так оно и есть. В ногах проблема, и в руках проблема, и в голове, разумеется, проблема. Одна сплошная проблема.

Перед психологом стоит непростая задача: сделать так, чтобы все эти руки, ноги и голова из проблемы превратились в решение. И тут психолог делает очень любопытный кульбит, достойный лучших фокусников нашей эпохи: он просит клиента найти видение решения проблемы для того, чтобы как следует её решить.

Вот смотрите: допустим, клиент сидит на стуле, и его правая нога – это проблема, и левая нога – тоже проблема. А психолог говорит: батенька, я готов вам помочь, но для этого вам нужно представить себе, что ваша левая нога – это проблема, а правая нога – успешное ее решение. Как только вы это представите, я смогу эффективно вам помочь.

Представили? Вообразили? Видите это ясно и отчетливо? Очень хорошо. А теперь начнем упражнения: сначала топнем один раз левой ногой, хлопнем по ней рукой и скажем вслух: «Проблема». А потом топнем правой ногой, хлопнем по ней правой рукой и скажем вслух: «Решение». И так 24 раза. Поехали.

Клиент послушно топает, хлопает и говорит. После чего терапевт спрашивает: как сейчас ты себя чувствуешь, сын мой ненаглядный? Клиент чешет лоб и перепозиционирует свою проблему по «шкале тонов». Была 9 баллов, а теперь только 6 баллов, или даже 5 баллов. Вау! Её явно стало меньше, проблемы. Колдовство! Шаманство! Чудеса! Фантастика!

Терапевт даже не спрашивал, что за проблема у клиента. Не проводил психоанализ. Он не подвергал его разным сложным техникам. Потопали, похлопали, проблема уменьшилась в размерах. За несколько минут. Что за чертовщина? Вы поняли что-нибудь?

А фокус вот в чем. Клиент притопал к терапевту, и его левая нога, и его правая нога – это проблема. Терапевт просит сделать правую ногу решением: давай, мы с тобой подумаем о том, что твоя правая нога – это решение твоей проблемы, и тогда я смогу тебе помочь. Это можно выразить математически, простой формулой. Смотрите:
Клиент приходит в условном состоянии (–1). Терапевту нужно предложить ему не менее (1), чтобы сумма была равна (0) и проблема нейтрализовалась. Если клиент не приходит к терапевту, он остается в состоянии (–1). Если терапевт (0), то клиент также остается (–1) и ему не помогает терапия.

Терапевт же в ДДГ представляет клиента не как (–1), а как (–1) + (1). Волшебным образом клиент из состояния «минус проблема» – переходит в состояние «минус проблема – плюс решение». Без всякого реального участия психотерапевта! Получается формула ДДГ:

(–1 + 1) + 0 = 0

Где одно слагаемое (–1 + 1) – это клиент, второе (0) – это терапевт, и, наконец, сумма (0) – разрешенная проблема (перестает беспокоить). Если при этом психотерапевт еще и чуток поработает (1), то клиент уйдет от терапевта в состоянии эйфории.

Только, ради бога, не подумайте, что это Филлис Даен нам на семинаре рассказывала: это я так понял и осмыслил процессинг ДДГ. Клиенту этого знать не нужно, да и терапевту не обязательно, а то еще подумает, что это надувательство или шарлатанство. Не надо этого. Все по-честному.

Возникает вопрос: а при чем здесь, собственно, ДДГ? И почему в таком случае не просить клиента представить себе решение проблемы (ведь в НЛП это делается): пусть сам тогда и решает ее, если всё так просто, да?!

Нет, не да. Если ставить задачу буквально (подумай и вообрази, решение есть в тебе, есть ресурсы, есть возможности), то клиент, скорее всего, этого не сделает. Чтобы он, скажите на милость, тут делал, если бы знал, каким оно может быть, его решение, его избавление от тревоги, страха, подавленности, негативных воспоминаний? Он не знает, и он уверен в том, что не знает. Он упрямо не знает, как можно избавиться от всего этого, – поэтому он и здесь.



Поэтому терапевт идет на тактическую хитрость: он представляет клиенту цель (решение проблемы) средством (для решения проблемы). Он предлагает клиенту решить проблему для того, чтобы решить проблему. Во как! Он предлагает ему сделать нечто, чтобы начать решать проблему. Клиент честно выполняет поставленную задачу (ему же не предлагают решить проблему, а всего лишь подготовиться к ее решению), и цель достигнута. Факир был трезв, и фокус получился.

Спецификация CSS2 тут


Содержание раздела