Как только это происходит, травматическое беспокойство теряет свою силу, перестает нас тревожить или вообще исчезает полностью.
В терапии ДДГ поразительно то, что психологу вообще не обязательно знать о том, какую проблему хочет решать его клиент. Это не следует понимать так, будто ее не нужно знать вовсе. Слова «нужно» или «не нужно» здесь неуместны. Если в процессе работы (в начале ее) клиент проявит свою проблему, то это нормально, и его проблема поддается лечению. А если никак не проявит, то это тоже нормально, и проблема также может быть решена.
В терапии ДДГ наиболее важно то, чтобы клиент видел свою проблему. И это не образное, а самое буквальное описание: клиент должен увидеть и видеть то, что ему мешает жить.
Например, если клиент говорит, что «его девушки не любят», то терапевт должен помочь ему увидеть картинку (слайд или даже фильм) того, как именно его не любят. Он должен видеть свою проблему, а не думать о ней или интерпретировать ее.
Как правило, подготовка «проблемной» картинки (образ, воспоминание) не составляет для клиента особого труда. Но если он не может сделать это, то начинать терапию – зря время терять. Необходимо сначала научить его создавать картинки, и только тогда, убедившись в положительном результате, можно начинать терапию движениями глаз.
Филлис Даен говорит об этой проблеме (неумение создавать картинки), но сильно в неё не углубляется. Думаю, причина такой поверхностности очень проста: тема картинок хорошо разработана в НЛП, и при желании все необходимые техники можно извлечь оттуда.
Зато Даен рассказала то, чему я сперва не мог найти ответ. Дело в том, что у программы Интегратор движений глаз есть буржуинский собрат. Для нас он не подходит: английский язык, во-первых, и, во-вторых, он существенно дороже нашей разработки. Но у собратика есть одна весьма любопытная «фича»: специальные девайсы (устройства), которые клиент держит в руках. Зачем держит, непонятно. А Филлис Даен объяснила.
Это, в первую очередь, касается тех клиентов, кто (согласно определению НЛП) обладает – кинестетической (телесной) репрезентативной системой. И если им трудно представить «проблемную картинку», то они не менее эффективно могут работать, «расшатывая» свои телесные ощущения. Девайсы берутся в обе руки, на контакты подается сигнал, который клиент ощущает: поочередно – на один, на второй, на один, на второй. Эту практику уже и не назовешь ДДГ (десенсибилизация движений глаз), это, наверное, уже ДДО (движения ощущений), или как-то в этом роде.
Филлис показала и более простой метод, без всяких научно-технических приборов: в этом случае терапевт садится напротив клиента и поочередно похлопывает его по ногам (чуть выше колена) – по одной, по второй, по одной, по второй, в быстром темпе (это от двух до четырех похлопываний в секунду).
То же самое можно проделывать с аудиалами (слуховиками, звуковиками): им поочередно подается звуковой сигнал, то в правое, то в левое ухо. В английском варианте учли и этот вариант: отдельно придется покупать приладу для «послушать» и специально написанную звуковую продукцию.
Возвращаемся к картинкам. Как только клиент подготовил проблемную картинку, можно начинать работать. И тут начинается самое интересное. Ну, братья и сестры мои, я доложу вам: Копперфильд просто отдыхает!
Содержание раздела