ВАРИАНТ 2. Вокруг знака, как вы видите, имеется ломаная линия. Перемещайте свой взгляд по отрезкам ломаной линии и обратите внимание на то, что отрезок, на который вы смотрите сейчас, виден имеющим более темный цвет, нежели остальные. Когда вы перемещаете взгляд, двигайте вместе с ним и голову ("смотрите" на отрезки носом). Взгляд и голова должны двигаться вместе. Во время выполнения упражнения делайте мягкие моргания на каждом изломе.
Упражнение можно делать, стоя от Ом-карты на расстоянии от 30 сантиметров до 1,5 метров.
УПРАЖНЕНИЕ N 12
Вокруг знака проведена окружность. Перемещайте свой взгляд, двигая одновременно глаза и голову, по окружности. Делайте это сначала, открыв глаза, а потом, закрыв их и представляя себе окружность.
Это упражнение, если оно делается правильно, очень полезно, когда глаза более или менее обездвиживаются, как это бывает в случаях глаукомы или заболеваний сетчатки.
.............................................................
УПРАЖНЕНИЕ N 13
(ЧТЕНИЕ МЕЛКОГО ШРИФТА)
Очень полезным для развития центральной фиксации является чтение текстов, написанных или напечатанных мелким шрифтом. Р.С.Агарвал обращает внимание на то, что многие древние манускрипты и религиозные тексты в Индии (например, Гита и Махабхарата) были написаны очень мелким шрифтом и предназначались для ежедневного чтения. (В настоящее время вместо этих текстов Р.С.Агарвал, М.Д.Корбетт и другие авторы рекомендуют для тренировки центральной фиксации пользоваться уменьшенной фотокопией текста из любой книги.)
Большая часть людей, как отмечает в своей книге Р.С.Агарвал, занимающаяся традиционными индийскими ремеслами, где техника исполнения требует длительной работы с мелкими деталями рисование, мелкая скульптура, вышивание и другие виды искусств сохраняют прекрасное зрение до глубокой старости [8, р.63]. Причину этого Агарвал видит в том, что эти виды тонких работ требовали от них великолепно развитой центральной фиксации.
Для развития центральной фиксации Бэйтсом и большинством его последователей Агарвалом, Корбетт и другими рекомендуется ежедневное чтение мелкого шрифта или шрифта диамант. Если вы не сможете достать такой мелкий шрифт, то воспользуйтесь уменьшенной фотокопией любого текста.
Многим людям, жаловавшимся на головные боли во время чтения, а также на непрерывный рост силы линз в очках для чтения, это упражнение принесло большую пользу. Если вы не можете читать его без очков, то можете воспользоваться очками при чтении такого шрифта некоторое время, но когда зрение улучшится, вам обязательно надо будет снимать их во время чтения.
Помните: чтение мелкого шрифта должно происходить без какого-либо дискомфорта. Если вы испытываете неприятные ощущения, то немедленно прекратите чтение. Дискомфорт свидетельствует о наличии напряжения, т.е. о неправильном использовании вами своих глаз.
Если чтение мелкого шрифта осуществляется правильно, ничего подобного замечать вы не должны. Чтение мелкого шрифта не только не требует больших усилий, но и гораздо легче, чем чтение крупного шрифта, конечно, если это делается в правильной, расслабленной манере.
.............................................................
Бэйтсом было обнаружено, что некоторым людям очень трудно добиться видения объектов, не зафиксированных взглядом, хуже, чем прямо рассматриваемого объекта. "Большинству людей,-пишет он,без труда удается смотреть на низ большой буквы "С" на проверочной таблице и видеть ее верх хуже. Но в некоторых случаях не только не удается этого сделать, но даже не удается отделаться от крупных букв, если дистанция позволяет их увидеть. Такие крайние случаи иногда требуют значительной изобретательности: во-первых, чтобы показать человеку, что он не видит лучше всего то, на что смотрит прямо, а во-вторых, чтобы помочь ему увидеть какой-нибудь объект при взгляде в сторону от него хуже, чем при взгляде прямо на него. Полезным было найдено использование в качестве одной из точек фиксации сильного источника света (или двух источников света в 5-10 футах (ПРИМ.АВТ.: фут равен приблизительно 30,5 см.) друг от друга).
Человеку, когда он смотрит в сторону от источника света, легче увидеть его менее ярким, чем увидеть хуже какую-нибудь черную букву при взгляде в сторону от нее. Тогда в последующем сделать то же самое с буквой будет много проще" [16, р.64]. Далее он описывает один случай, который наглядно иллюстрирует практическое приложение сказанного им.
Описание способа, каким Бэйтс восстановил зрение пациентки, вполне может служить в качестве самостоятельного упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ N 14
На прием к Бэйтсу пришла женщина со зрением 3/200 (ПРИМ.АВТ.: это означает, что зрение женщины было настолько плохим, что она лишь с 3 футов была способна увидеть то, что человек с нормальным зрением видел с 200 футов. Подробнее о том, как записывается состояние зрения, рассказано в главе 5), которая утверждала, что она лучше видит большую букву "С" (самая большая буква в проверочной таблице Снеллена. Расположена на самом верху таблицы), когда смотрит на какую-нибудь точку несколькими футами в стороне от нее, нежели при взгляде прямо на нее. Бэйтс обратил внимание пациентки на тот факт, что ее глаза быстро устают, а зрение ослабевает, когда она рассматривает объекты подобным образом. Затем он попросил ее посмотреть на яркий объект приблизительно в 3-х футах в стороне от проверочной таблицы.
Это так сильно приковало ее внимание, что она смогла увидеть большую букву на проверочной таблице хуже. После этого при повторном взгляде на букву ей удалось увидеть ее лучше.
Таким образом, пациентке было показано, что она может делать одно из двух: либо смотреть в сторону и видеть букву лучше, чем она видела ее до этого, либо смотреть в сторону и видеть ее хуже.
Позже ей удалось научиться видеть букву хуже все время, пока она смотрела тремя футами в сторону от нее. Постепенно, с постоянным улучшением в зрении, ей удалось сократить это расстояние сначала до двух футов, потом до одного фута и, наконец, до шести дюймов. В конце концов, пациентка смогла смотреть на низ буквы и видеть ее верх хуже или смотреть на верх буквы и видеть ее низ хуже. По мере тренировки она научилась смотреть подобным образом и на более мелкие буквы.
Наконец, она прочитала строку десять (стороку, которая обычно должна читаться с 10-ти футов) с расстояния 20 футов. Этим же методом она научилась читать шрифт диамант сперва с 12-ти дюймов, а затем и с 3-х дюймов.
В итоге, благодаря одним лишь этим простым методам, она научилась видеть лучше всего то, на что был направлен ее взгляд. "Зрение ее,-пишет Бэйтс,восстановилось полностью" [16, р.64].
.............................................................
Логическим продолжение использованного Бэйтсом метода является упражнение, рекомендуемое Р.С.Агарвалом [8, р.111]. Он использует яркий источник света, чтобы показать пациенту то, что при центральной фиксации он должен видеть лучше всего объект, на который непосредственно направлен взгляд.
УПРАЖНЕНИЕ N 15
Разместите источник света, например, лампочку в шести или больше метрах от себя. Посмотрите на нее, а потом отвелите взгляд в сторону на какой-либо объект в 30 или больше сантиметрах от лампочки так, чтобы она показалась менее яркой.
Путем тренировки и изменения дистанции до фиксируемой в стороне от источника света точки пациент на собственном опыте должен убедиться в том, что источник света виден лучше всего тогда, когда взгляд направлен прямо на него.
Чтобы улучшить центральную фиксацию, необходимо воспользоваться проверочной таблицей. Возьмите ее в свои руки. Посмотрите на белый фон непосредственно под буквой "Б" (В таблице Сивцева используется самая большая буква "Б", которая расположена на первой строке сверху). При этом вы будете видеть букву "Б" целиком, но нижняя ее часть будет казаться более четкой, чем верхняя. Теперь переместите свой взгляд на белое поле прямо над буквой "Б" и заметьте, что верхняя ее часть стала более четкой, чем ее низ.
Переместите таким способом свой взгляд с верха буквы вниз и обратно три раза.
Проделайте аналогичные упражнения с буквами на следующих строках проверочной таблицы вплоть до шестой или седьмой строки.
Если часть буквы, рассматриваемая прямо, не видна лучше всего, то закройте глаза на полминуты и вспоминайте черный или белый цвета. Затем откройте глаза и вновь поработайте с буквой.
"Чем меньше рассматриваемая таким способом буква,пишет Бэйтс,_ или чем короче расстояние, на которое пациент вынужден смотреть в сторону от какой-либо буквы, чтобы увидеть противоположную ее часть неясно, тем больше степень расслабления и лучше зрение. Когда станет возможным смотреть на низ какой-либо буквы и видеть верх ее хуже, или смотреть на верх буквы и видеть низ хуже, станет возможным и видение этой буквы совершенно черной и четкой. Сперва такое зрение может прийти только проблесками буква четко выявится на какой-то момент, а потом исчезнет.
Но постепенно, если тренировки будут продолжаться, центральная фиксация станет привычной" [16, р.63]. .............................................................